Как помочь начинающему учителю: советы для директоров, завучей и коллег

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Молодые учителя часто с нетерпением ждут начала работы в школе, но тут, как нигде, ожидания могут сильно отличаться от реальности. Разбираемся, как помочь молодому педагогу влиться в коллектив и без стресса перейти от теории к практической работе.


Начните с обратной связи
Обратная связь — важная штука, причем не только в процессе, но и перед самым началом работы. Заранее узнайте, что беспокоит, вдохновляет новых коллег: так вам будет проще профилактировать возможные проблемы и конфликты.

Такой подход не только расширит возможности учителей и поспособствует развитию комфортной профессиональной среды, в которой они могут свободно выражать свои опасения и просить о помощи, но также даст нужную информацию для создания необходимых инструментов и ресурсов поддержки.

Лайфхак: Сделайте обратную связь анонимной: так вы получите более правдивую информацию. Помочь в этом могут ресурсы для создания анонимных опросов, например онлайн-редактор Mentimeter. С его помощью можно собирать анонимные отзывы и данные, которые затем переупаковывать в презентации — со списками слов, графиками, шкалами и рейтингами.

Найдите точки сближения
В некоторых американских вузах есть предмет «Академическое чтение», в рамках которого читают не только книги профессионального направления, но и мировую классику. Это очень сближает одногруппников, и по такой же схеме можно организовать учительский досуг.

Чтобы создать такой читательский клуб в учительской, можно просто завести стеллаж или полку для буккроссинга. И предложить коллегами приносить туда книги, но не ненужные, а те, которые их, напротив, впечатлили. Завуч или директор может выбирать тексты, которые могли бы ответить на вопросы или пожелания учителей, полученные в ходе обратной связи.

Также внутри этого читательского сообщества можно изучать и обсуждать книги на важные для успешной работы темы, а в какой-то из дней даже организовать очный читательский клуб (либо завести тематический чат в мессенджере). Слушая комментарии коллег на разные — жизненные или научные — темы, вы сможете лучше их понять и опять-таки предвосхитить сложные ситуации в будущем.

Как организовать литературную встречу:
Предложите всем прочитать какую-то одну книгу к определенному времени (лучше, если вы ее уже читали и хорошо знаете).
Сформулируйте список вопросов по главам или список тем для обсуждения на основе прочитанного.
Создайте график чтения и встреч с указанием глав, которые вы будете обсуждать.
Придумайте небольшие подарки для участников встреч. Время учителей ограниченно — важно показывать им, что вы это цените. Розыгрыш подарочного купона на бесплатный кофе в кафетерии может замотивировать лучше, чем простые призывы. Или можно просто анонсировать печенье и разные вкусности либо делать перерыв на заказ вкусной еды, чтобы встречи проходили приятно и без напряжения.

Можно также устраивать совместные просмотры подходящих по теме фильмов, чтобы изучение вопроса было разнообразнее и интереснее. В зависимости от времени дня и тематики эти неформальные встречи могут называться «Болтай и жуй», «Кофе и кино». Их главная цель — не просто встретиться и поболтать о чем-то, а обсудить конкретную тему, найти точки соприкосновения между коллегами, сделав атмосферу в коллективе более дружелюбной и теплой.

Лайфхак: не выбирайте для обсуждения произведения на скандальные темы: разговоры о религии, политике, нетрадиционных отношениях могут не сплотить, а, напротив, неожиданно разобщить коллектив.

(с) mel.fm