«Мы используем только 10% своего мозга» и ещё 4 мифа, которые давно пора забыть

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Сколько процентов нашего мозга мы используем? Различается ли мозг мужчин и женщин? Связан ли большой мозг с большим умом? Разбираемся в главных мифах о мозге, которые уже давно опровергнуты наукой, но мы их все еще повторяем и даже учим этому наших детей.


1. «Размер имеет значение»

В 1920-е годы в СССР считалось, что нормальный вес мозга здорового мужчины — 1395–1400 граммов. Но когда умер Владимир Ленин и его мозг решили изучить (создав для этого специальную лабораторию, которая потом стала отдельным институтом), то оказалось, что мозг вождя весит всего 1340 граммов. Советские ученые не могли признать, что их лидер в этом был хуже среднего, и норму поменяли.

Сегодня им не пришлось бы этого делать, чтобы доказать гениальность Ленина. Научные исследования нескольких видов животных, включая человека, ставят под сомнение представление о том, что размер мозга является мерой интеллекта. Со способностью обрабатывать информацию скорее связана организация нейронов и активность в синапсах мозга (это узлы между нейронами, через которые проходят нервные импульсы).

Таким образом, большой размер мозга у животных не коррелирует с их умственными способностями. Мозг у коров больше, чем у шимпанзе, но последние гораздо разумнее. Проваливается и попытка посчитать соотношение мозга к массе тела: у человека по сравнению с лошадью разница огромна (примерно 1:50 и 1:600 соответственно), а если сравнивать с мышью, получается примерно одинаковая картина (1:40). И если мерить интеллект таким образом, муравьи или некоторые птицы должны быть умнее человека.

2. «Правое полушарие — творческое, левое — рациональное»

Представления о функциях полушарий мозга происходят из исследований нейропсихолога Роджера Сперри, которые он проводил в 1960-е годы. Сперри на основе опытов на животных сделал вывод, что мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. У человека левая половина мозга, по мнению ученого, ответственна за логику и вербальную сферу, а правая — за творчество и воображение. В 1961 году в авторитетном журнале Science («Наука») вышла знаменитая статья Сперри на эту тему — «Церебральная организация и поведение», — а в 1981-м он получил за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Современные исследователи мозга не поддерживают идею Сперри о разделенных функциях полушарий мозга
Представление о том, что творчество — функция одной части мозга, современными учеными считается чрезмерно упрощенным и относится к мифам. Причем эта концепция была подвергнута критике еще в прошлом веке. А очередной ревизии миф подвергся в 2010 году, когда вышла статья нейроисследователя Арне Дитриха и специалистки по психологии Риам Кансо о креативности и работе полушарий.

Дитрих и Кансо сопоставили 72 эксперимента и сделали однозначный вывод: нет никаких подтверждений, что именно правое полушарие или один конкретный участок мозга отвечает за творческое мышление.
В 2010 году результаты Дитриха и Кансо были опубликованы в авторитетном американском научном журнале Psychological Bulletin («Психологический бюллетень»). Современные специалисты считают, что мышление и творчество требуют активного взаимодействия между разными полушариями и областями мозга, в том числе очень удаленными друг от друга.

3. «Мы используем только 10% своего мозга»

В 2013 году группа британских ученых написала, что этот миф о мозге — самый распространенный. Бразильские исследователи выяснили, что в Рио-де-Жанейро половина людей с высшем образованием на полном серьезе апеллирует к этому лженаучному представлению.

В отличие от предыдущего, эта идея не основана на каких-либо исследованиях и является полностью выдуманной. Вероятно, представление о 10% мозга появилось после того, как американский психолог Уильям Джеймс в 1906 году сказал: «По сравнению с тем, чем мы должны быть, мы только наполовину проснулись. Мы используем лишь небольшую часть наших физических и умственных ресурсов». При этом слов про 10% нет в произведениях Джеймса.

Миф о 10% активно эксплуатируют в массовой культуре — например, на нем основаны сюжеты фильмов «Области тьмы» (2011) и «Люси» (2014). В последнем героиня Скарлетт Йоханссон получает сверхспособности после отравления наркотиками, «включающими» ранее не задействованные области ее мозга.

4. «Мозг — это компьютер»

Метафора настолько неудачна, что ее давно пора перестать использовать даже в повседневных дискуссиях. Мозг устроен принципиально иначе, нежели ваш ноутбук: у первого нет установленного объема памяти, который ждет своего заполнения, он не может выполнять вычисления, как это делает компьютер. Наше визуальное восприятие устроено не так, как веб-камера: мы не просто фиксируем образы внешнего мира, но сразу же их интерпретируем, фокусируемся на одних элементах и игнорируем другие — и делаем прогнозы.

Мозг сравнивают с разными машинами не одно десятилетие, и с появлением новых технологий возникали и новые сравнения. Декарт писал, что мозг похож на гидравлическую машину, более поздние авторы сопоставляли его с телефонным коммутатором или гальванической цепью.

Эти метафоры можно считать невинными, но часто они определяют то, как мы относимся к себе и миру
Например, когда мы говорим, что «программируем» себя на какие-то эмоции, мы мыслим о себе как о машине, в которую, как программный код, может быть записано то или иное чувство. Но эти процессы работают куда сложнее.

5. «Женский» и «мужской» мозг

«У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь, таким образом, приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной» — так писал в 1873 году Эдвард Кларк, профессор из Гарварда, выступавший резко против женщин в науке. Сегодня подобные высказывания вызывают усмешку, как и многие распространенные представления о разнице умственных способностей мужчин и женщин.

Современные нейроисследователи не отрицают, что между усредненным мозгом мужчины и женщины действительно можно найти различия, но они считают, что разница эта незначительна и не связана с какими-то конкретными способностями.
Мы не можем говорить, что женщины «по природе» хуже мужчин в точных науках или больше разговаривают — это не соответствует действительности

При этом на наш мозг очень влияет воспитание и стереотипы — так пишет нейробиолог Джина Риппон в книге «Гендерный мозг». Риппон считает, что мозги вообще нельзя делить по гендерному признаку, они разные у разных людей вне зависимости от пола. Каким будет наш мозг и как он будет работать, формирует все, что мы видим вокруг и чем занимаемся: профессия, интересы, дискуссии, окружающая среда, даже спортивная активность. Если с малых лет ограничивать человека в занятиях математикой или естественными науками, то его или ее мозг не будет натренирован их понимать. И физиология тут ни при чем.

 

() mel.fm