«Поймите меня!» (смайлик): как педагогу найти общий язык с родителями
С каждым годом у учителей появляется всё больше новых форматов и каналов взаимодействия с родителями, которые вроде бы и удобны, и время экономят, а на отношения между школой и семьёй почти не влияют: их по-прежнему сложно назвать дружескими. В блоге Учи.ру Наталья Сыромятникова, учитель начальных классов московской школы № 2051, разбирается, почему так происходит.
Про родительские чаты
Чтобы обратиться к родителям, учителю сегодня достаточно написать одно сообщение в общий чат класса. Это, казалось бы, должно было упростить коммуникацию и сделать родителей более вовлечёнными в учебный процесс. Но многие мамы и папы после прочтения сообщения в чате благополучно забывают его содержание. Почему? Дело может быть в тоне, который педагог выбирает для таких сообщений.
Тексты, которые учителя присылают в родительские чаты, часто бывают формальными: кажется, сам педагог не заинтересован в предмете своего сообщения. Если не заинтересован педагог, то почему это должно быть интересно родителям? Они и так сидят на работе, после — делают с детьми уроки, а их ещё просят, например, принять участие в конкурсе рисунков. Что же делать?
Превратите формальный тон в позитивный. Приведу 2 примера сообщений:
«Уважаемые родители, ниже представлены ссылки на конкурсы. Участие хотя бы в одном обязательно. Выберите с ребенком конкурс и сообщите мне».
«Уважаемые родители, хочу предложить вам вместе с детьми посмотреть, какие конкурсы есть на сайте. Для ребят это очень интересно и познавательно. Я изучила все, что необходимо для участия. Мы справимся, но без вашей помощи не обойдемся. Именно наше с вами совместное творчество приведут к невероятным результатам. Готовы дерзать? Кто со мной? Жду ваших откликов. Ниже ссылка с видеоинструкцией по регистрации на сайте конкурсов».
Разница очевидна, правда? Формальное сообщение не вызывает положительных эмоций. А если оно еще было переслано от другого человека (завуча, коллеги), то возникает вопрос, а проработал ли преподаватель сам эту информацию.
Позитивный текст, к тому же разбавленный смайлами, в 99% случаях приводит к запланированному результату. Учитель предлагает родителям приложить дополнительные усилия, но при этом подчеркивает их значимость. Родители, в свою очередь, видят, для чего детям нужен конкурс, видят, что педагогу этот конкурс важен и интересен, а прикрепленная видеоинструкция помогает им разобраться с возникающими вопросами.
Хотите получать обратную связь? Делайте группу в мессенджере открытой. В обратном случае создается впечатление, что учитель отгораживается от всех и принимает позицию вещателя. Стоит быть открытым к общению и уметь правильно доносить информацию до родителей.
Про соцсети и блоги
Часто родители могут отказываться принимать участие в каких-либо мероприятиях или пробовать с детьми новые образовательные ресурсы просто потому, что не знают, как это сделать. Чтобы преодолеть этот барьер, я создала канал на YouTube с инфографикой и видеообзорами. Ссылки на полезные видео из моего канала сопровождают любое сообщение в чате о регистрации на конкурсах, обучении на образовательных платформах, работе с новыми сервисами — всем, что изначально вызывает у родителей панику.
Чтобы родители почувствовали себя частью учебного процесса, оформите страницу класса в одной из соцсетей: снимайте, фотографируйте, записывайте прямые эфиры. Родителям нравится видеть на фотографиях своего ребенка и чувствовать причастность к его жизни даже в тот момент, когда он сидит на совещании. Но, конечно, предварительно родители должны дать согласие на публикации фото и видео с их детьми в интернете.
Про личные встречи
К разговору с родителем всегда нужно готовиться. Если дело касается разбора неприятной ситуации или низкой успеваемости, учителю нужно наметить вектор, к которому он вместе с родителями ученика будет двигаться.
Первое правило педагога — быть компетентным в вопросах, которые касаются образовательного процесса. То есть хороший учитель должен знать все и даже больше. Если какой-то информацией классный руководитель не располагает, можно сказать: «Я не могу сейчас ответить на ваш вопрос, но я в ближайшее время все узнаю и вам сообщу».
Второе правило — разговор должен не встревожить родителя, а успокоить. После общения с педагогом родитель должен уходить с ощущением, что все будет хорошо и он в состоянии помочь своему ребенку.
Про родительские собрания
Впечатление о педагоге формируется у родителей еще до личной встречи с ним. Да, я снова про сообщения в чате. Оно должно быть позитивным, а не таким, чтобы родители, прочитав, вздохнули: «Ну вот, опять собрание». В приглашении можно написать: «Мы с ребятами подготовили для вас небольшой сюрприз, который всем наверняка понравится… » Прочитав такую фразу, многим захочется узнать, о чем именно идет речь. На самое первое собрание лучше пригласить каждого персонально (например, позвонить) или отправить видеообращение в общий чат.
Как произвести впечатление на первом собрании: эффективные приемы
Игра-знакомство «Паутинка». Учитель берет клубок ниток, представляется и, разматывая, передает другому участнику, который также должен назвать свое имя. В конце подводится итог: «Теперь мы — настоящий коллектив, связанный единой нитью».
«Рука помощи» — нестандартное комплектование актива. На вырезанном силуэте руки каждому родителю предлагается написать, чем он может помочь классу.
Обращение к первоклассникам. В конце первого собрания можно записать видеопожелания родителей детям, а 1 сентября показать мини-фильм в классе.
Приём «Наша школа» — групповая работа, которая делается дважды: в 1-м и 4-м классе. Интересно наблюдать, изменились ли спустя 4 года ожидания родителей от школы или нет.
Письмо родителю «от ребенка»: эмоциональные высказывания о том, что не надо делать, и ребенку — от учителя (напутственные слова).
Коммуникация с родителями — важный, но не единственный вопрос, который решают учителя во время работы. Узнать больше об эффективных моделях взаимодействия учителей и родителей, о том, как влиться в новый педагогический коллектив, если вы только начинаете работать в школе, как развивать и оценивать функциональную грамотность и ключевые компетенции учеников, можно, посмотрев запись трансляции Всероссийской педагогической онлайн-консультации «Молодой педагог: победа без проигравших» на Учи.ру.
(с) mel.fm ООО «МЕЛ»