Как сделать комикс частью школьного урока

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

С каждым годом среди подростков растет популярность комиксов. Можно ли использовать их для урока? Как они сказываются на детском мышлении? Мешают ли читать традиционные книги? На эти и другие вопросы отвечает Александр Кунин, основатель и руководитель Центра рисованных историй и изображений Российской государственной библиотеки для молодежи.

Александр, есть ли какая-то разница между понятиями «комикс» и «рисованная история»?
Под словом «комикс» принято подразумевать американскую продукцию и в первую очередь – супергероику. В попытках уйти от этих стереотипов во многих странах мира, особенно где национальная культура комиксов хорошо развита, комиксисты и читатели стремятся использовать собственные названия: в Финляндии – «сарьякува», во Франции – bande dessinee, в Южной Корее – «манхва», в Сербии – «стрип», в России – «рисованные истории».

Не приводит ли развитие этого жанра к тому, что подростки меньше читают литературных произведений?
Рисованные истории влияют на это так же, как могут повлиять кино или мультипликация. Если человека насильно заставляют читать литературу, он этого делать не будет. Но мне известны примеры, когда после знакомства с хорошими рисованными историями люди, которые до этого мало читали, отправлялись в библиотеку, чтобы найти в книгах подробности и ответы на возникшие вопросы.

С другой стороны, если родители ребенка не читают, если у него проблемы в семье и дурное окружение, ему уж точно будет не до литературных произведений, равно как и не до комиксов.

Чем педагогу могут быть полезны рисованные истории?

Сейчас многие вещи, которые нас окружают (например, кино, телевидение, интернет, соцсети), базируются на принципах комиксной модальности: раскадровка, монтаж, динамика. К этому можно относиться по-разному, но не замечать уже невозможно.

Для учителя комикс может стать инструментом вовлечения детей в образовательный процесс. Знание комиксов добавит педагогу популярности и поможет сделать взаимодействие со школьниками более доверительным. Но работать с этим инструментом надо аккуратно. Важно помнить: рисованные истории – это область личного интереса, пространства. Вторгаясь в него, следует быть деликатным. Кроме того, нужно хорошо изучить предмет. Репутация учителя может здорово пострадать, если школьники заподозрят его в незнании основ культуры комикса.

Как именно можно использовать комиксы на уроках?

Комикс позволяет ученику выделить ключевые моменты того, что надо запомнить. Поэтому педагог может, допустим, организовать в классе конкурс на лучшую рисованную историю, использовать готовый комикс для презентации новой темы и даже предложить детям сделать косплей – переодеться в любимых персонажей.

Учитель может пользоваться комиксами, чтобы облегчить и ускорить усвоение информации. Сама природа комикса предполагает некую схематизацию, вычленение главных элементов сюжета, смыслов.
Комикс – хорошая точка входа в научную тему. Он развивает логическое и системное мышление. Без домысливания и выстраивания логических цепочек рисованная история так и останется набором картинок и слов.
Используя в своей работе комиксы, мы учим не зубрить материал, а выстраивать его в своем сознании в логически обоснованную системную конструкцию. И это актуально в отношении всех предметов.

Интерес к комиксам – путь к увлечению изобразительным искусством, литературой, наукой и техникой, историей и краеведением. Все зависит от профессионализма учителя, особенностей аудитории и целей, которые педагог перед собой ставит. Каким-то ученикам проще усваивать информацию через классический текст или схемы и формулы, кто-то воспринимает ее только на слух, кому-то важнее увидеть иллюстрации.

В каком классе комиксы на уроке будут эффективными?

Дети разного возраста читают комиксы для разных целей. До семи лет на первом плане стоит коммуникативная функция. Это означает, что дошкольники любят рисованные истории за возможность поговорить и поиграть. Для детей 8–10 лет важной становится образовательная функция, а значит, для них комиксы в школе самая благодатная почва для развития. В 11–14 лет на первый план выходит социальная функция, а вот подростки 15–18 лет начинают интересоваться профориентацией. Читая комиксы, они ищут свое место в жизни.

Что почитать из отечественных и зарубежных рисованных историй ученикам средней школы?
Советую обратить внимание на продукцию издательств «Бумкнига», «МИФ», Zangavar и «Комикс паблишер». Сегодня достойной продукции на отечественном рынке так много, что ответ на этот вопрос займет несколько страниц. Главный критерий хорошего комикса – умение рассказать историю. Это сразу бросается в глаза.
Десять лет назад вы создали комикс-центр на базе Российской государственной библиотеки для молодежи. С чего начать создание комикс-центра в общеобразовательной школе?

В условиях общеобразовательной школы такой проект может существовать в рамках внеклассной деятельности. Например, как школьный клуб или кружок. Он может базироваться в школьной библиотеке, может быть частью дополнительного образования.

В основе комикс-центра обязательно должен быть книжный фонд рисованных историй, вокруг которого строится деятельность. Начинать работу надо с определения целей и постановки задач этого комикс-проекта, затем следует продумать план работы на четверть или учебный год. В работе с подростками важно наличие возможности самоуправления. Кружок может вести как педагог дополнительного образования, так и любой учитель: физик, химик, литератор или математик. Главное, чтобы он сам разбирался в комиксах и понимал, чем они помогают образовательному процессу.

(с) activityedu.ru