3 нестандартных способа подружить детей в классе. Пригодится в начале сентября и не только

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

В начальной школе детям сложно адаптироваться не только к урокам и новым правилам, но и к новому коллективу. Тем более что подойти, познакомиться и рассказать о себе многим бывает непросто. Наш блогер Катя Хасанова рассказывает о трёх способах подружить детей и избежать конфликтов в классе.


Совсем скоро наступает новый учебный год и многие учителя и классные руководители задаются вопросами: «А как объединить класс? Что сделать, чтобы все дети дружили и общались? Чтобы не было одиноких и затравленных учеников, не было гаджетомании, а было активное живое общение?» Я предлагаю три нестандартных авторских способа решения этих вопросов. Эти способы больше подходят для начальной школы, но могут быть использованы в немного изменённом варианте и в детском саду, и в средней школе.

1. Добрая почта

Этот «волшебный» способ общения мы с друзьями сами проверили в летнем лагере. Нет ничего волнительнее, чем с замиранием сердца ждать, когда назовут твоё имя и тебе вручат бумажное письмо. Нет ничего интереснее, чем писать письма друзьям и с нетерпением ждать ответов. Что же нужно сделать, чтобы организовать в классе Добрую почту?

1. Купить самый обычный металлический почтовый ящик и повесить (или поставить) его в кабинете в любом удобном месте (например, повесить на дверь). Если нет возможности купить, можно сделать своими руками, это совсем нетрудно: подойдёт любая крепкая картонная коробка, которую нужно обклеить и красиво оформить дизайн, а также нужно вырезать отверстие для писем.
2. На последней парте (или отдельном столике) всегда должны лежать тетрадные листочки, а также ручки, карандаши, фломастеры и наклейки для писем. Также желательно закрепить на этой парте в файле с помощью скотча правила использования доброй почты и образец оформления письма.
3. Нужно объяснить всем детям режим работы доброй почты и правила её использования:
Добрая почта открывается на перемене перед 1 уроком, а закрывается на перемене перед последним. Все письма старший почтмейстер вынимает и раздаёт на перемене после последнего урока.

Любой ученик может написать письмо любому однокласснику или учителю. Темы писем могут быть абсолютно любыми: погода, учеба, дружба. В письмах можно рисовать и использовать наклейки. Объём письма тоже любой. Количество писем не ограничено.
Важно, что почта добрая, поэтому в письмах не должно быть оскорблений, злых шуток, плохих и обидных слов. Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться Доброй почтой.
На письма нужно обязательно отвечать. Если вам пришло письмо, в ближайшие дни необходимо отправить хотя бы краткий ответ. Оставлять письмо без ответа некрасиво и неуважительно!

Важно правильно оформить письмо: оно должно быть написано на тетрадном листе и сложено не меньше, чем в четверть тетрадного листа. Письма меньшего размера Почта не передаёт. Сверху разборчивым почерком должно быть написано сначала «кому» (фамилия и имя получателя), потом — «от кого» (фамилия и имя отправителя). Анонимные, неподписанные письма, а также письма, подписанные никами, а не настоящими фамилиями и именами, Почта не передаёт.
Письма можно писать на переменах, а можно писать дома и приносить в школу. Написанные письма нужно на перемене опустить в почтовый ящик, а все ручки и фломастеры нужно вернуть на место. Во время уроков письма писать нельзя! Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться Доброй почтой.
Вынимать письма может только старший почтмейстер. Читать чужие письма без спроса нельзя. Нарушителям этих правил временно запрещается пользоваться Доброй почтой.

4. После того, как вы подготовите почтовый ящик и расскажете ученикам всё о пользовании Доброй почтой, она начнёт работать каждый будний день. На переменах дети будут писать письма и опускать их в ящик. А после последнего урока вы открываете ящик, вынимаете все письма и раздаёте их (объявляете «кому» и этот ученик подходит и забирает письмо). Вначале старшим почтмейстером будете вы (учитель), а немного позже можно доверить эту задачу одному или нескольким самым ответственным ученикам.

С какими проблемами можно столкнуться?
Нарушение правил оформления писем. В таком случае письмо возвращается обратно отправителю или уничтожается.
Нарушение правил пользования почтой (кто-то кого-то обидел в письме, кто-то писал письма во время урока). В таком случае нарушителю временно запрещается пользоваться почтой.
Кому-то из детей никто никогда не пишет. Самый главный совет: «Если хочешь, чтобы тебе кто-то прислал письмо, напиши сначала сам, и тебе должны обязательно ответить». Также можно попросить кого-то из дружелюбных и ответственных ребят написать письмо этому ребёнку. Либо учитель может написать письмо ребёнку сам, учитель тоже может пользоваться Доброй почтой, ему тоже можно писать письма.

В чём плюсы доброй почты?
Дети общаются и хотят переписываться. Некоторым подойти и начать беседу бывает трудно, дети стесняются, в письме это сделать проще.
Дети ближе знакомятся и узнают друг друга. Это прекрасная возможность дружить и находить новых друзей!
Дети на переменах заняты. Сколько учителей жалуется, что на переменах дети либо сидят в телефоне, либо носятся по коридору и сбивают всех с ног: добрая почта — отличное, интересное и веселое занятие на перемене.
Дети учатся культуре общения в переписке (что особенно актуально в современном мире).
У детей развиваются навыки письменной речи. Даже короткое письмо нужно сформулировать, и без ошибок написать так, чтобы собеседник понял, о чём речь.
У детей развиваются дизайнерские навыки. В начальной школе дети любят рисовать и художественно оформлять записи. Письмо —прекрасное пространство для этого, ведь можно рисовать всё, что угодно, можно использовать и цветные ручки, и фломастеры, и карандаши, и наклейки.
Письма можно использовать как инструмент мотивации. Например, вы можете написать письмо, в котором похвалите ученика, если он выучил тему, которая долго ему не давалась, или вы можете приободрить ученика, у которого что-либо плохо получается и в письме подсказать, как это исправить.

2. Чат-доска

Это отличная «живая» замена группы (чата) класса в вотсап, здесь тоже есть переписка, смайлики и стикеры. Поверьте, детям очень понравится переписываться и рисовать на чат-доске.

Что нужно сделать, чтобы организовать чат-доску?
1. Закупите много белых ватмановских листов (формата А1)
2. У вас на стене в кабинете должен быть стенд (желательно, не один), а также кнопки или магниты. Горизонтально закрепите ватмановский лист на стенде (желательно, несколько ватманов, тогда будет несколько чат-досок).
3. На последней парте или отдельном столе подготовьте стаканчик с цветными ручками, карандашами, фломастерами, маркерами и наклейками.
4. Нужно объяснить детям правила пользования чат-доской:

На чат-доске может писать и рисовать любой ученик, делать это можно в любом объёме на любую тему. Можно просто писать и иллюстрировать идеи, предложения, интересные факты для всех. При желании можно написать фамилию и имя автора рисунка или текста (даже лучше сделать так), но это необязательно. А можно писать небольшие сообщения конкретному человеку, тогда надо обязательно подписать «кому» и «от кого» (как в письме), а потом этот человек может написать рядом ответ на сообщение. Учитель тоже может писать на чат-доске.
Не стоит рисовать слишком огромные рисунки, надо оставлять место другим. После рисования нужно вернуть все ручки и фломастеры обратно в стаканчик.

Читать и смотреть всё, что написано и нарисовано на чат-доске, может любой ученик и учитель.
Рисовать, писать, читать и рассматривать чат-доску можно только на перемене. Во время уроков работать на чат-доске и читать её нельзя! Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться чат-доской.
Важно, что на чат-доске не должно быть неприличных или обидных рисунков и надписей, нельзя использовать плохие слова и злые шутки в чей-либо адрес. Также нельзя портить, зачёркивать и дополнять без спроса рисунки других ребят. Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться чат-доской.
Новая чат-доска открывается только тогда, когда предыдущий ватмановский лист будет полностью заполнен.

В чём плюсы чат-доски?
Дети общаются, ближе узнают друг друга.
Дети в свободной форме обмениваются любой информацией, расширяется их кругозор, а у учителя есть прекрасную возможность подробнее понаблюдать за общением и развитием учеников.
Дети отрабатывают навыки письменной речи и навыки дизайнерского оформления, готовятся к последующему использованию технологии интеллект-карт (майнд-карт).
Дети заняты на перемене, а чат-доска — достойная замена вотсап-чата в школе.
Также чат-доску можно использовать для учебы: например, дать детям задание в течение урока всей группой заполнить чат-доску на тему занятия.

3. Инстаграм-лента

Мы все любим обмениваться фотографиями, и это можно использовать в школе для объединения детей. Более простыми словами инстаграм-лента — это постоянно меняющаяся фотовыставка, рассказывающая о жизни каждого ученика.

Как организовать инстаграм-ленту?
1. На уровне глаз детей повесьте в кабинете верёвку с прищепками либо закупите и повесьте стандартные рамки для фотографий на стену в виде киноленты.
2. Расскажите детям и родителям об идее инстаграм-ленты: регулярно (не слишком часто и не слишком редко), например, 1 раз в 2 недели, все дети должны принести 1 фотографию. Ленты могут быть тематическими (например, «Как я провел каникулы», «Как отпраздновал Новый год» и т.п), а могут быть и без темы, просто о чём-то интересном из жизни ребёнка. Желательно, чтобы у фотографии был какой-то сюжет и чтобы ребёнок на фотографии был чётко виден.

Фотографию родители должны выбрать вместе с ребёнком. После сами дети вставляют или вешают на ленту новую фотографию, а старую снимают и забирают домой. На переменах ученики будут рассматривать и обсуждать фотографии друг с другом, вполне возможно, что интересное фото станет причиной знакомства и дружеской беседы.
Это хороший вариант для сплочения класса, сближения и знакомства детей, а также для развития у учеников дизайнерских навыков и навыков устной речи.

Желаю успехов и дружбы в вашем классе!


(с) mel.fm ООО «МЕЛ»