Профессиональная деятельность современного учителя: как сделать обучение успешным?
Задача современной школы - помочь школьнику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. В идеале мы должны получить обучающегося, который учится уже потому, что знает, зачем учится.
Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.
А чтобы избежать ошибок, педагогу очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности профессиональной деятельности. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.
Условно все критерии можно разделить на три группы: педагогические, психологические, профессионально-личностные.
Рассмотрим педагогические критерии успешности учителя:
уровень обученности;
уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
состояние исследовательской работы и работы по самообразованию;
образование педагогов и повышение квалификации;
способность к самоанализу, рефлексии;
инновационная деятельность.
Остановимся более подробно на специфике данных критериев.
Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:
учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);
учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).
Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.
Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
К психологическим критериям успешности учителя относятся:
интерес, мотивация;
сознательное обучение;
учет индивидуальных особенностей ученика
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Итак, рассмотрим первый критерий - интерес, мотивация. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Второй критерий - сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий - учет индивидуальных особенностей ученика. Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности.
Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя.
Переходим к рассмотрению профессионально-личностных критериев успешности учителя.
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности(качества) учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
Из многочисленных существующих диагностических методик можно выделить такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя, как:
эмоциональность;
выразительность речи;
творческое начало личности;
организаторские способности;
чувство юмора;
настойчивость, дисциплинированность.
Эмоциональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Здесь незаменим в работе учителя такой девиз: «Я и творить, и натворить умею».
Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Уместно применить следующее высказывание: «Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход: «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.
Настойчивость, дисциплинированность. Эти два качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Учитель должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.
В целом, учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. И большую роль в том, как эта деятельность будет организована играют психолого-педагогические и профессиональные качества учителя.
() www.uchportal.ru