«Они пойдут на вас войной»: как учителю общаться с родителями «гениев»

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Все родители считают своего ребенка особенным. Но некоторые уверены, что их дети — вторые Моцарты, Стивы Джобсы или Пикассо. Как учителям находить общий язык с такими мамами и папами? Ведь планка поднимается не только для ребенка, чье будущее заранее определено, но и для педагога. Рассуждает наш блогер Майя Тараховская.


У меня с детства идеальный слух. Об этом мне сказали на прослушивании в музыкальной школе. Там сидел преподаватель из консерватории — известный в городе скрипач. Он отобрал только одну девочку из всего потока поступающих первоклассников — меня. Через год он от меня отказался, поскольку понял: я — не музыкальный гений. Но моя мама этого не поняла. В итоге — 7 лет мучений. Чего я только не вытворяла: оставляла скрипку в автобусе, подпиливала слоники (деревянные подставки под струны), ломала смычки.

В шестом классе я сломала указательный палец. Гипсовую лангетку после того, как мне её сняли, сохранила. По дороге в школу я покупала в аптеке бинт и перематывала кисть. Спустя 3 месяца маму вызвали в «музыкалку» и строго поинтересовались, что же с моей рукой. Музыкальную школу я окончила, но скрипку до сих пор не люблю. А мама до сих пор уверена, что я просто была ленивой.

На самом-то деле, настоящих детей-вундеркиндов мало. Но каждый родитель уверен, что уж его-то ребенок точно окажется гением. Вот он держит головку в месяц, а ребенок соседки не держит! Ваш в год уже знает буквы, а мальчик на детской площадке даже «мама» не говорит! Я сама родитель — все эти чаяния мне хорошо знакомы. Но когда ребёнок взрослеет, мы убеждаемся, что он вовсе не вундеркинд — он обычный человек. Правда, одних родителей это устраивает. А другие не сдаются — они выставляют планку, до которой ребенок не дотянется при всем желании.

Родители начинают искать «альтернативные» школы: частные, лицеи, супер-частные лицеи. У детей в графике появляются четырехчасовые тренировки, секции, кружки, соревнования. Они приходят в школу уставшие, спят на уроках, редко улыбаются, на вопросы отвечают нехотя. Ребята, конечно, привыкают на определенном этапе к такому ритму. Но потом ломаются. Потому что у них отняли детство.

В работе классного руководителя с такими родителями неизбежно возникают трудности: не дали главную роль в спектакле, не поставили солировать в хоре, не оценили по достоинству лидерские качества, не взяли в команду на соревнования, а если взяли — то не дали раскрыться, потому что не сделали капитаном команды. И начинаются претензии: «Вы недооцениваете моего ребёнка!» А ребёнок и правда хороший! Но у меня таких «вундеркиндов» в классе 25 из 30-ти. Что с этим делать?

Опасность в том, что если вы не удовлетворите все потребности таких мам, они могут пойти на вас войной

И если мама, считающая своего ребёнка вундеркиндом, не видит в вас союзника, вы очень быстро станете врагом. А раз вы враг, то с вами надо бороться. Ждите их походов в кабинет директора, писем в отделы просвещения, постов в социальных сетях.
Эти мамы всегда уверены, что их детям достались плохие учителя, не умеющие работать с такими, как у неё, учениками. Но, дорогие родители, поймите, что если ребёнок на самом деле одарённый, то и обычные наши учительские и родительские мерки к нему не подходят. Нужно проконсультироваться со специалистами, чтобы понять, как работать с учеником с одаренностью. Эти дети не хуже и не лучше других, но они совсем другие. И нам, «нормальным», их обучать и воспитывать очень сложно.

В том, что родители считают своего ребёнка одарённым, а он таковым не является, кроется еще одна опасность: взрослея, эти ребята не понимают, почему дома их считают гениальными, а в школе так не думают. Родители врать не могут, значит, кругом завистливые враги. Эти дети остро чувствуют враждебность окружающего мира, отчего становятся замкнутыми, везде видят неискренность и лицемерие.

Вот несколько моих идей по поводу общения с такими родителями:
Не конфликтовать с родителями «вундеркиндов», доказывая, что у них самый обычный ребёнок. Но и поддерживать их мнение о том, что у них родился гений, тоже нельзя. Такие родители, утвердившись в своих фантазиях, начинают истязать ребёнка, заставляя всё своё и его время тратить на доказательства его же одарённости. Причём, самому ребёнку это, как правило, не нужно — это нужно его родителям.

Разговаривать с родителями. Мы давали информацию на наших родительских встречах, которые проходили раз в месяц. Не обучали, ни в коем случае — именно предоставляли информацию.

Совместно с психологом проведите анкетирование родителей и протестируйте ребёнка. Делайте тестирование ребёнка только с согласия родителей. Предложите родителям самим протестировать ученика на одарённость — есть масса тестов в интернете, хотя выводы их могут не устроить, что вполне объяснимо.

Не забывать работать и с родителями, и с детьми. Важно верить, что при правильном подходе, вере в свои силы и в безграничные возможности ребёнка всё наладится.

А что родители? Учитесь не делать из ребёнка подопытного кролика! Дорогие читатели, так хочется, чтобы в нашей работе классных мам всё было гладко и ровно. Но школа — не завод, а дети и их родители — не станки, вышедшие из строя. Если подойти к проблеме с искренним интересом и любовью к профессии, можно горы свернуть. Проверено неоднократно на себе: на себе, как на ребёнке, которого считали вундеркиндом, а он им не стал; и на родителях моих учеников.

 

© mel.fm