Как обычную школу превратить в идеальную: разбираем лайфхаки от Андрея Жвалевского
Книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу!» можно использовать не просто как объект для увлекательного чтения, но и как прикладное пособие для учителей и родителей — чтобы ребенок действительно захотел учиться. Мы попросили учителя начальных классов со стажем более 30 лет ознакомиться с книжными «лайфхаками» и рассказать, насколько реально их применение в работе с учениками.
Лайфхак 1. Практический опыт на уроках
В выдуманной школе дети получают знания не по учебникам, а опытным путем: например, ботанику изучают в походе, животный мир — в зоопарке или на природе, а географию и вовсе в туристической поездке. На физкультуре ребят обучают единоборствам и навыкам выживания, а математическое уравнение может решаться учениками в самых неожиданных вариациях.
Марина Дурнева, учитель начальных классов:
- Такую методику можно применять в небольших классах и с опорой на «богатую» материально-техническую базу. И, конечно, дети должны быть одаренные от природы — при выполнении этих условий данный лайфхак вполне осуществим.
Лайфхак 2. Полная свобода
Героям книги ничего не задают на дом. Вместо традиционных уроков ребята защищают проекты, которые придумывают сами; здесь же проходят дебаты, в ходе которых участники получают дополнительные баллы. Школьникам дается полная свобода в высказывании мыслей, позволено рассуждать, спорить и выдвигать собственные гипотезы.
Марина Дурнева:
- Солидарна по всем пунктам. Я стараюсь задавать на дом как можно меньше — поскольку есть еще другие предметы и детям нужно многое успеть; на выходные освобождаю от домашнего задания полностью.
По поводу проектов — они есть и у нас, и я очень это приветствую: наши школьники участвуют в НПК — научно-практических конференциях, когда ребенок сам собирает материал для исследования и впоследствии защищает свою работу. Вопрос лишь в том, насколько часто у учителя есть желание устраивать такие конференции.
Лайфхак 3. Деление по интересам
В сказочной школе идет разделение учеников не по классам, а по группам — возраст здесь неважен, важна общность интересов.
Марина Дурнева:
Вряд ли это применимо в обычной школе: определенные предметы изучаются все же согласно возрасту — например, русский язык или литература. А вот с дополнительными, факультативными предметами такое разделение вполне допустимо — здесь как раз все строится на общих интересах, и старшие могут многому научить младших. Одно время мы у себя придумали «экипажи» — дети в таких группах общались как раз по интересам. Жаль, с пандемией это все ушло.
Лайфхак 4. Без оценок
В книге оценки выставляются не в качестве наказания, а лишь в качестве стимула и поощрения. Есть и система штрафов, например, за агрессию и переход на личности.
Марина Дурнева:
- Оценки выставлять необходимо, в том числе плохие. Иногда нужно донести до сильного ученика, который допустил ошибку, что он такой же человек, как другие, и снизить балл. И наоборот, буквально сегодня я намеренно завысила оценку слабому ученику — в качестве стимула. Потому что видела, что мальчик старается. Стимулы, баллы, награды — это здорово, они отлично работают в качестве мотивации.
Абсолютно согласна с применением штрафных санкций за грубость. Однако, если зрить в корень, поведение, воспитание идут полностью из семьи. Бороться с этим непросто, но я не устаю повторять ученику-хулигану, что плохими поступками авторитет не заработать.
Лайфхак 5. Долой оформление
Преподавателей интересует не оформление работы, а ее содержание.
Марина Дурнева:
- Все-таки порядок — неотъемлемая часть учебного процесса. Если все дети начнут писать плохо, на педагога возрастет нагрузка — не так-то просто разобрать каракули. Да и в целом красная строка, переносы — это все же культура. Культура письма.
Недавно к нам пришел мальчик — пишет неаккуратно, все перечеркивает. Но задачу по математике решил верно — и я поставила ему «пять». А вот на уроке по русскому языку рука не поднялась повторить подвиг, и я вывела «четверку», хотя ошибок не было. Все же «русский» и большое количество помарок несовместимы, нужно соблюдать орфографический режим.
Лайфхак 6. Главное — знания
Преподаватели «волшебной» школы не утруждают себя следованием учебному плану и утвержденной министерством программе, руководствуясь принципом «главное — знания». К тому же у педагогов из книги минимум отчетности, в отличие от реальных учителей.
Марина Дурнева:
- Учебный план (как и нормы СанПиНа) все-таки необходимы. Есть обязательные предметы, и преподавать их легче, как раз ориентируясь на план; и есть предметы дополнительные, где вполне допустима свобода действий. Если бы была такая возможность, я бы спускаемый «сверху» учебный план дополнила какими-то интересными предметами — это может быть, к примеру, «Сервировка стола» или «Красивый сад», или взяла бы тему путешествий.
По поводу минимальной отчетности — могу только позавидовать учителям из книги. Отчетов действительно прибавилось, они отнимают слишком много времени (что совсем не соответствует размеру оплаты труда учителя). И самое главное, что их количество можно уменьшить безо всякого ущерба.
Лайфхак 7. За чувство юмора
В 34-й школе, описываемой в книге, педагоги любят пошутить с учениками — например, для учительницы русского языка «посмотреть вдаль» означает заглянуть в словарь Даля…
Марина Дурнева:
- Здесь и обсуждать нечего — это неотъемлемая часть учебного процесса. Я учитель строгий, но не злой: и над собой посмеяться могу, и с другими пошутить. Могу сказать ученику при встрече: «Привет!» — без лишних церемоний, и обоим от этого комфортно. Шутки, хорошее настроение здорово мотивируют учеников!.. И в реальной жизни, знаете ли, случается, что ученики хотят в школу, а педагоги дружат между собой и пользуются уважением и доверием ребят. И мне в этом плане повезло.
(с) pedsovet.org