Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Опубликовано в ОХРАНА ТРУДА

Право профессиональных союзов на осуществление контроля соблюдения трудового законодательства

Большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.

В отличие о государственных инспекторов и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с этими вопросами ежедневно, поскольку существует возможность оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять имеющиеся у работников права и соответствующие обязанности работодателя. Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы, прежде всего, право осуществления профсоюзного контроля.

Следует отметить, что Закон о профсоюзах также закрепляет право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (ст. 19). Трудовой кодекс расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля соблюдения не только трудового законодательства, но и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения профессиональных союзов определяются ст. 3 Закона о профсоюзах:

Законодательство определяет основные вопросы профессионального надзора и контроля: трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, и другие.
Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль состояния охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

 - осуществлять контроль соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
 - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
 - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
 - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
 - защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
 - предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
 - направлять работодателям представления об установлении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
 - осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективным договором и соглашениями;
 - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
 - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
 - принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
 - принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
 - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

В соответствии с законодательством профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности т.к. это помогает скоординировать усилия, направленные на защиту трудовых прав работников и привлечь виновных к ответственности.

Создание работодателями различного рода препятствий при осуществлении профсоюзами деятельности по контролю соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут признаваться противоречащими закону, а виновные должностные лица - привлекаться к ответственности.
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в учреждении. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива сроком не менее чем на 2 года.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).

Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
 - содействие созданию в учреждении здоровых и безопасных условий труда;
 - осуществление контроля состояния охраны труда в организации и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
 - представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
 - консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:
 - контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
 - участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
 - участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
 - участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
 - осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
 - участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
 - информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
 - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
 - направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
 - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
 - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств,  - предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
 - контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
 - проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
 - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
 - защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
 - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
 - предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
 - обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.