Об изменениях в обучении по охране труда. ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»

Опубликовано в ОХРАНА ТРУДА

 С 1 марта 2017 года вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный ГОСТ призван заменить популярный ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:
• своих работников как работодатель;
• иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам образовательные услуги:
• по обучению и проверке знаний;
• вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства

2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.

Разделы ГОСТ 12.0.004-2015 описывают особенности обучения безопасному труду:
• в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
• непосредственно на работе;
• в обучающих организациях;
• в форме инструктажа;
• в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
• в форме проверки знаний;
• в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
• в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
• в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний

3.Уточнили и расширили состав обучающихся.

Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:
• руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
• специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
• лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
• лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
• специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
• лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:
• члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
• педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.
Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

4. Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:
• традиционное обучение в аудитории обучающего центра– лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия;
• аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
• дистанционное обучение;
• обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
• обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
• инструктаж;
• стажировка;
• проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
• проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

5. Пояснили варианты организации обучения.

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:
• классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
• модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
• дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
• комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.

6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.

В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:
• примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
• примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
• примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
• универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»

Данный ГОСТ не отменяет действие существующего Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда (Приказ Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003), а подробно рекомендует работодателю, как организовать это обучение, начиная с программы обучения, где расписана каждая тема, что очень полезно при разработке таких программ.
ГОСТ является документом добровольного применения. Документом обязательного применения был и остается Порядок, определенный Приказом Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 13.01.2003 № 1/29. « ГОСТ 12.0.004-2015 вводится для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации.»