Ученик начальной школы боится отвечать у доски — как ему помочь? Советы и опыт педагога из США

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Часто ученики начальной школы хорошо знают предмет, но, когда их вызывают к доске, теряются, смущаются и в итоге не могут ответить. Как помочь стеснительным детям развить ораторские навыки? Рассказывает учитель английского с 30-летним стажем Сесилия Кабрера Мартирена.

Диалог как форма общения для детей раннего возраста — это возможность по-новому воспринимать мир, выразить свои эмоции и индивидуальность, научиться сотрудничать и договариваться. Но при этом для многих дошкольников и младших школьников это все еще поле проб и ошибок: они уже отлично умеют задавать вопросы и даже спорить, но все еще могут смущаться, если вопросы задают им.


На мой взгляд, учителя начальных классов должны помогать ученикам развивать навыки устной речи. Ораторские навыки тоже относятся к развитию устной речи. Тональное изменение голоса и четкость произношения, разнообразие словарного запаса, логика повествования, умение рассказывать истории — все это пригодится не только для ответов у доски, но и в целом поможет ребенку развить уверенность в себе, умение общаться в новых коллективах и быстро находить общий язык с разными людьми. Я хочу рассказать о том, как помочь ученикам начальной школы развить навыки ораторского мастерства, опираясь на их знания, опыт и ежедневную рутину.

1. Работа с окружающей средой

То, как дети взаимодействуют со своим окружением, может стимулировать и способствовать развитию богатого языка. Вот несколько практик, которые помогут делать это эффективнее.

Время круга: освободите в классе или зале подходящее место с ковром или кругом, нарисованным на полу. Дети могут сидеть в этом кругу в начале каждого дня или всякий раз, когда учитель сочтет это необходимым или уместным. Правила круга — здесь можно не стесняясь говорить не о том, что ты знаешь, а о том, что чувствуешь. Начните первым («Мне сегодня было обидно, страшно, любопытно, потому что…»), и дети подхватят эту идею и тоже поделятся своими эмоциями.
Доски объявлений и инфостенды: разместите такие постеры в пределах досягаемости учащихся. Организуйте информацию на досках четко и понятно. Например, расположите информацию, связанную с фруктами и овощами, в двух больших квадратах: один для фруктов, а другой для овощей, — с буквами, достаточно большими, чтобы учащиеся могли читать из любого места в классе. Добавляйте картинки рядом со словами, но избегайте перегрузки досок информацией.
На таких досках можно также писать предложения при помощи символов (это, скажем, могут быть понятные всем смайлики). Например, «Мне нравится (изображение винограда), но мне не нравится (изображение лука)». Обновляйте эти доски каждые две недели.

Книги: Старайтесь читать детям (или с детьми) короткие рассказы каждую неделю и размещайте книги в пределах досягаемости учащихся. На переменах или на продленке организуйте место, где учащиеся могут сидеть и читать вслух — самим себе, куклам, мягким игрушкам или друг другу. Переворачивая страницы, дети будут подражать учителю, рассказывающему историю. Когда они повторяют понравившиеся части истории, они практикуют не только язык, но и произношение, интонацию и даже язык тела.

Уголок привычек: в одном углу класса, в пределах досягаемости всех учащихся, поместите карту погоды и попросите детей описывать погоду каждый день и вносить необходимые изменения в карту. Там же можно разместить информацию о погоде и климате в целом: фотографии различных видов осадков, времен года, типов облаков и так далее. Позже можно будет предлагать детям обсуждать погоду перед уроком.
Зеркало: поместите зеркало на стене так, чтобы дети могли видеть свое тело полностью. Затем предложите им прикоснуться к различным частям своего тела в зеркале, скорчить рожицы и использовать язык тела, чтобы выразить чувство или эмоцию, а затем описать, что они чувствуют.

2. Работа со временем

Дети, особенно в начальной школе, обычно приходят в школу полными энергии, им не терпится поиграть со своими одноклассниками, им пока правда интересно узнавать что-то новое. Чтобы не сбить этот ритм, начинайте уроки с игровых упражнений, шутите и только потом переходите к серьезным занятиям — так вы настроите детей на открытое уверенное общение.

Организуйте время занятий таким образом, чтобы оно включало примерно 70% устной работы и 30% заданий на усидчивость, таких как решение головоломок или раскрашивание. Распределите количество времени, посвященного устной работе, которая включает в себя рассказывание и пересказ историй, наблюдение за чувствами и эмоциями, связанными с действиями и реакциями, и так далее в течение всего времени занятий.


3. Работа с обратной связью

Эффективная обратная связь должна быть своевременной, способствовать обучению и воспитывать критически мыслящих, стойких и любопытных учащихся.

Обратная связь от учителя: найдите время, когда это возможно (но не реже одного раза в неделю), чтобы дать каждому ученику ёмкую и наглядную обратную связь. Важно, чтобы учитель уделял время взаимодействию с учащимися, расспрашивая их о различных решениях, принятых самостоятельно, или узнавая о мероприятиях или задачах, которые могут показаться ребенку мотивирующими, интересными или забавными. Эта информация может помочь сделать обучение более эффективным.

Учитель может использовать в качестве рутинного метода, например, звездочки и пожелания (звездочки ученик получает за то, что сделал хорошо, а пожелание — это то, что можно улучшить) для структурирования обратной связи с учащимися так, чтобы они могли понять и и улучшить свои результаты.

Обратная связь со сверстниками: для этой обратной связи можно задействовать ту же технику. Скажем, некоторые дети в классе только что закончили разыгрывать по ролям «Машу и трех медведей». Учитель просит других детей, которые были аудиторией, дать обратную связь, используя звезды и технику пожеланий. Один ребенок может сказать что-то вроде: «Одна звезда за потрясающее выступление исполнительницы роли Маши». Здесь у учителя есть возможность спросить: «Что именно тебе понравилось в ее выступлении?» Или ученик говорит: «Еще одна звезда Медвежонку за эпизод, когда тот обнаружил, что его стул сломан». Пожелание при этом может быть таким: «Я хотел бы видеть Папу-Медведя более злым и свирепым». Такая обратная связь между сверстниками может быть очень конструктивной.

«Многое из того, что мы узнаем из речи, является косвенным. Мы делаем выводы из деталей интонации, жестов, выбора слов или синтаксиса человека тонкими, сложными путями», — пишет психолог Элисон Гопник. Учителя начальной школы играют ключевую роль, когда речь заходит о том, чтобы помочь развить у детей ораторские навыки, которые позволяют им эффективно общаться, используя все нюансы языка и устной речи.

(с) mel.fm