Как помочь школьнику преодолеть страх публичных выступлений

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Школьникам не менее важно, чем взрослым, овладеть основами ораторского мастерства: выступления с докладами, презентации на школьных мероприятиях, участие в конференциях – все это требует умения доносить мысли до слушателей и управлять своими эмоциями. Но что делать, если вашего ребенка или ученика перед любым публичным выступлением сковывает страх? Разбираемся, почему это происходит и какие приемы помогут справиться с проблемой.


Жизнь без права на ошибку?

Здоровое волнение перед выступлением – это нормально, такое состояние помогает собраться. Отметим, оно потому и здоровое: не сковывает и подлежит контролю.

Другое дело − парализующий страх. Из-за него ребенок избегает участия в мероприятиях, где предполагается его общение с аудиторией. Такой страх чаще всего появляется из-за боязни допустить ошибку, сказать или сделать что-то не так, забыть важную фразу, а значит, по мнению ребенка, выглядеть смешно и глупо.

Для детей, страдающих синдромом отличника (завышенные требования к себе, стремление делать все идеально, кредо – «Жизнь без права на ошибку»), хорошей помощью в преодолении барьера публичных выступлений станут доверительные беседы, в которых взрослый акцентирует внимание на том, что порой даже известные люди, выступая перед большой аудиторией, и ошибаются, и ударения неправильно ставят, и иногда говорят абсолютную чепуху, но при этом зал им рукоплещет и положительно реагирует на их слова.

Подчеркните, что, если даже во время выступления с докладом или презентацией ребенок что-то забудет или перепутает, мир не перевернется, а слушатели не забросают его гнилыми помидорами. В большинстве случаев аудитория лояльно настроена к людям, допускающим оплошности из-за волнения.

Для справки

Страх публичных выступлений называется глоссофобией и стоит на втором месте после страха смерти, а испытывает его примерно 95% людей на планете.

Как снять страх перед выступлением
Есть простые, проверенные годами, работающие приемы, которые помогут справиться с сильным волнением перед выступлением.

Двигаемся
Небольшая физическая активность действительно помогает восстановиться и сосредоточиться перед выходом на публику.
Особенно полезны упражнения детям, в силу возрастных особенностей для них это самый простой и гармоничный способ снятия стресса.
Ребенок может выполнять любые привычные и несложные движения (прыжки, бег на месте, приседания), и через 1-2 минуты тревога заметно уменьшится.

Правильно дышим
Перед выступлением нужно некоторое время подышать в ритме 1:4 или 1:8, то есть вдыхаем на счет 1, а выдыхаем на счет 4 или 8, то есть медленнее. Это помогает снизить уровень адреналина в крови, а значит – уменьшить панику.

Переключаем внимание
Есть несколько техник переключения внимания.

Метод щипка
Известный метод, который заключается в том, что ребенок, когда не может справиться со стрессом, щипает себя, дергает за мочку уха, тем самым подавая сигналы подсознанию: думать об этом больно и неприятно. Физические сигналы, которые получает тело, помогают переключиться с причины стресса и успокоиться.

Отметим, что переживать о том, что ребенок сделает себе слишком больно или причинит вред здоровью, не стоит. В каждом из нас природой заложен защитный механизм – ни одно живое существо не способно намеренно причинить себе боль, которая будет нестерпима.

Вижу – слышу – чувствую
Метод позволяет быстро отвлечься от негативных мыслей. Как только ребенок почувствовал, что его охватывает паника, ему нужно сфокусироваться на происходящем вокруг, отмечать и называть вслух или про себя, что он видит здесь и сейчас: «Я вижу людей вокруг, слышу шорох бумаги, чувствую легкую прохладу в руках». Повторять эти действия нужно несколько раз до тех пор, пока организм не придет в норму.

Снижаем значимость момента
Это прием, который позволяет снизить значимость предстоящего события и тем самым снять излишнюю тревожность. Задайте ребенку вопрос: «Что случится, если твое выступление перед слушателями закончится провалом?» Допустим, он отвечает: «Меня будет ругать учитель/Поставят двойку/Одноклассники засмеются…» – «А что ужасного случится, если поставят двойку?» Продолжайте эту цепочку, подводя ребенка к выводу, что на самом деле ничего страшного не случится. Проигрывание в голове «ужасных» последствий и осознание того, что они не так уж на самом деле и страшны, успокаивает детей.
Технику снижения значимости момента стоит применить заранее, хотя бы за день до волнующего события, чтобы ребенок смог «додумать» ответы о ситуациях, которые могут вывести его из равновесия, и понять, что бояться нечего.

Практика и еще раз практика...
Конечно, чтобы снять блок страха перед выступлением, нужно практиковаться. И чем больше, тем лучше. Мы все это знаем. Нужно стараться использовать любой повод, чтобы высказать свое мнение, тем самым тренируя ораторские навыки.
Но парадокс заключается в том, что застенчивым людям все равно это сложно. Рекомендуем как можно чаще давать ребятам задания на тренировку коммуникативных навыков. Например, пойти в магазин и обязательно провести small talk с продавцом. Или поговорить с соседями в лифте, начав разговор первым. Со временем можно усложнять задания: например, не менее 3 раз заговорить первым в школе, в магазине, аптеке и удерживать диалог не менее 2 минут.

...но главное − поддержка!
Упражнения и техники сделают свое дело. Но все-таки самое важное, что больше всего помогает детям, которые испытывают страх перед выступлением, – это поддержка близких взрослых, проявленная по отношению к ним чуткость. Как можно чаще хвалите ребенка за его большие и маленькие успехи в коммуникациях, давайте ему понять, что для вас он самый лучший оратор. И если даже сейчас у него что-то не получается, вместе вы преодолеете все сложности и страхи.


(с) activityedu.ru