Какие предметы изучали в школах девятнадцатого века

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Школы девятнадцатого века – это не только стихи в альбом, клятвы в вечной дружбе, розги и сладкое ожидание рождественских каникул. Это еще и первые настоящие учебники, глобусы и географические карты, письменные переводы с латыни и уроки гигиены. Давайте же вспомним, каким предметам учили детей в разных типах дореволюционных школ, а потом отдельно остановимся на нескольких, самых любопытных.


В девятнадцатом веке школы делились на три разряда: приходские училища, уездные училища и гимназии. В 1864 году гимназии разделились на классические (с изучением древних языков) и реальные (с упором на технические и прикладные дисциплины).

Приходские училища

Приходские училища – это начальные школы при церковных приходах.
Учителями в приходских училищах были священники, диаконы, а иногда – просто богомольные старушки. Они пытались вложить в головы сельских детей простейшие знания: арифметику, чтение и письмо, основные молитвы. Учебных пособий приходским училищам практически не доставалось, многое приходилось запоминать со слов учителя. Читать учились по местным газетам. Чудо, если в школе находилась какая-нибудь старинная книга с причудливыми картинками – тогда в ход шла и она.
Скудные знания предметов компенсировались незабываемым жизненным опытом. Занятия нередко проходили прямо на кухне или в комнате домика священника, некоторые ребята тут же и ночевали. Сходить за водой для учителя, затопить печь или помочь ему подготовиться к скромной церковной службе – было для учеников обычным делом.

Уездные училища

Уездные училища представляли собой начальные школы в уездных городах России в 1803-1900-х гг.
Изначально уездные училища готовили смышленых детей из семей ремесленников, мелких торговцев и чиновников к поступлению в гимназию. Но в 1828 году ситуация изменилась – теперь после окончания уездных школ юношам оставалось только идти на службу или помогать отцу в торговых делах, а в гимназию разрешалось поступать лишь детям дворян. В список предметов добавили русский язык, историю, чистописание, черчение и рисование, а вот естественную историю исключили.
Обязательными предметами в уездных училищах считались арифметика, геометрия, грамматика, Закон Божий, всеобщая и русская география, естественная история. Каждому ученику выдавали учебники по всем предметам, чернильницы и перья, в кабинетах географии были хорошие карты и глобусы.

Гимназии

Одной из целей учреждения гимназий была подготовка учащихся к поступлению в университеты.
В самом начале девятнадцатого века список предметов был таким: математика, физика, история, география, статистика, философия, политэкономия, естественная история (естествознание), коммерческие науки, технология, рисование, изящные науки, латынь, французский и немецкий языки.
В 1811 году в учебный план включили Закон Божий, логику и второй древний язык – греческий. Коммерческие науки и философию объявили опасными и исключили, а в 1828 году то же самое случилось и с политическими науками. Основной упор был сделан на древние языки и математику.
При гимназиях с наиболее человечной и творческой атмосферой открывались театральные кружки и литературные салоны. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков вошел в моду необычный факультативный предмет – стенография (искусство скорописи).

Классические и реальные гимназии (реальные училища)

В 1864 году гимназии поделили на классические и реальные.
Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы.
«Классиков» с головой погрузили в латынь и греческий. При этом стало меньше уроков по географии, истории, русскому языку и литературе. А математика и естествознание вовсе остались на последнем месте. У «реалистов» главными предметами стали как раз математика и физика, а из языков остались только немецкий и французский. В старших классах реальных училищ можно было выбрать специальность: коммерцию, механику или химию.

В конце девятнадцатого века появились отдельные коммерческие училища, где обучали бухгалтерии, счетоводству, коммерческой географии, товароведению.

Женские гимназии

Обязательными предметами для гимназисток были: арифметика, основы геометрии, чистописание, история, география, русский язык и литература, Закон Божий, рукоделие, гимнастика. А еще (точная формулировка того времени!) – «главнейшие понятия из естественной истории и физики, относящиеся к домашнему хозяйству и гигиене). Языки (французский и немецкий) не относились к обязательным предметам, поэтому некоторые из наших прабабушек и прапрабабушек никакого языка не знали.
На уроках русского и литературы особенное внимание уделялось искусству выражать собственные мысли – не только грамотно, но и последовательно, а по возможности – и красиво.
На занятиях по Закону Божьему девушки подробно изучали биографии святых, в особенности – женщин (мальчики таких подробностей не проходили). Поэтому в выпускном классе на этот предмет отводилось больше часов, чем в мужских гимназиях.
Иногда девочки занимались рисованием, пением и танцами - это зависело от возможностей школы найти хорошего учителя и оплатить его услуги. А еще в старших классах желающие могли посещать уроки гигиены, которые вел профессиональный врач.
В некоторых гимназиях был дополнительный спецкурс для выпускниц, готовившихся стать школьными учительницами или гувернантками в семьях. Девушки слушали лекции о методах преподавания и воспитания, проходили педагогическую практику.

Далее поговорим о конкретных предметах, которые изучали в школах девятнадцатого века.

Закон Божий

С этого предмета обычно начинались все экзамены – и выпускные, и при переводе из класса в класс. Весь распорядок учебного года и каникулы были связаны с церковными праздниками (смысл каждого праздника подробно объясняли на занятиях).
На уроках обязательно проходили Ветхий и Новый Завет, читали Катехизис, изучали историю православной церкви, а еще литургику – науку о церковной службе (сейчас ее преподают в духовных учебных заведениях). Главным учебным пособием был Православный катехизис митрополита Филарета.
В конце века преподавать Закон Божий разрешили не только священникам, но и обычным учителям, даже женщинам, после специальной подготовки.

Чистописание

Александр Сергеевич Пушкин и его школьные товарищи посвящали искусству красиво выводить буквы по 18 часов в неделю.
Занятия чистописанием вырабатывали у детей безупречный почерк, который оставался с ними на всю жизнь… но были просто невыносимыми. По несколько месяцев несчастные вырисовывали одни и те же буквы и слоги, слова и предложения, часто без понимания смысла. Только в середине 19-го века известный педагог К.Д. Ушинский ввел одновременное и осмысленное обучение письму и чтению.
Чистописание вели учителя рисования, они лично разлиновывали тетради и прописи школьников. Писали сначала гусиными перьями, а затем, со второй половины столетия, стальными.

Древнегреческий язык

Уже в те годы язык Гомера и Евклида считался сложным и утонченным даже по сравнению с латынью.
С 1828 года его преподают только в гимназиях при университетах, несколько раз исключают из плана, но потом возвращают обратно. И только в 1905 году обязательные экзамены по греческому окончательно отменяются. К моменту поступления в университет юноши могли легко читать в подлиннике и античные трагедии, и труды по алгебре и геометрии.
В целом, дореволюционная школа (особенно гимназия) во многом ближе по духу к современной, чем к советской. Споры о том, какие языки лучше изучать, вопросы религиозно-нравственного воспитания, выбор специализации в старших классах, плата за обучение – все это прекрасно знакомо нынешним родителям и учителям. А вот каллиграфического почерка, абсолютной грамотности и царственной осанки наших прадедушек и прабабушек иногда не хватает. Однако не будем забывать, что огромное количество населения и вовсе не училось в школах, более половины жителей Российской империи по-прежнему оставались неграмотными. Но исторический опыт для того и существует, чтобы взять от него самое лучшее и полезное, а ошибки – оставить в прошлом.

(с) activityedu.ru