Виды работы с учебной литературой на уроке и дома. Как извлечь знания из источника?

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

В наше время нередко констатируют, что дети теряют умение работать с печатным источником. Однако проблема шире, ведь в конечном итоге работа с интернетом сводится к тому же — к восприятию текста, его пониманию и умению интерпретировать. Какие же виды работы с источником знаний нужны в школе и как их проводить?

Учебник — основа учения, а план — основа параграфа

Учебник является и должен являться основой школьного обучения. Даже если он не бумажный, а электронный. Это и ориентир при обучении, и источник информации, и подспорье для домашней самостоятельной работы. Однако, как было сказано выше, пользоваться учебником надо учить. Какие методы работы можно применить для того, чтобы детям было проще приобрести этот навык?



В начальной школе ребята только начинают знакомиться с учебником, и это именно то время, когда можно заложить основы правильного отношения к учебной книге. Хорошо предлагать разные задания, направленные на то, чтобы заинтересовать детей учебником, и на то, чтобы научить их ориентироваться в структуре книги. Например, понимать, кто ее автор, где находится содержание и прочее.

В учебниках для начальной школы обычно много иллюстраций; учитель может предложить внимательнее рассмотреть иллюстрацию, определить, что на ней нарисовано, каким образом это связано с текстом. Можно предложить найти в тексте предложения, к которым эта иллюстрация непосредственно относятся.
При чтении текста учебника следует уделять внимание составлению плана; возможно, этому на первых порах стоит посвятить какую-то значительную часть урока, пусть даже не каждого. Сначала эта работа выполняется под руководством учителя. Ребята читают абзац и думают, как его назвать. Можно предложить придумать несколько вариантов и совместно выбрать наиболее удачный. Следует следить за тем, чтобы название отражало смысл абзаца и служило подспорьем при пересказе; при этом не так важно, будет ли оно «красивым»; важнее, чтобы оно было своеобразным «крючком», вытягивающим информацию из памяти, потому что основная цель составления плана — прояснение структуры текста и напоминание о его содержании.

Как обучать составлению плана?

При обучении составлению плана можно проводить разнообразные игры. Например, придумывание плана по цепочке.
Часто дети с интересом относятся к игре «Угадай текст». В этом случае им предлагается ознакомиться с несколькими текстами и определить, к какому из них составлен план. Чтобы было интереснее, тексты должны быть сходной тематики.

«Перемешанный план». Учитель сам составляет план какого-либо текста, пока еще не прочитанного школьниками. Затем листок с планом разрезается на отдельные пункты (они не должны быть пронумерованы). Школьникам предлагается прочитать самостоятельно текст и из кусочков составить правильный план. Вариант: названия пунктов записаны в какой-либо умышленно перепутанной последовательности, а ребята должны восстановить правильную последовательность пунктов плана. Можно использовать как обычный план, состоящий из назывных или вопросительных предложений, так и пиктографический (рисуночный), схематический план или опорный конспект.

Если текст, с которым работают школьники, помещен не в учебнике, а на распечатке, стоит на начальном этапе предлагать детям разбирать его с помощью текст-маркера, которым помечать некоторые слова. Допустим, одним цветом — наиболее важные, другим — слова, которые ученик пока не знает или не понял. В начальной школе использование маркера дает преимущество во времени и положительный настрой.

Конспект? Конспект!

Уже с 4-5 классов начинаются более сложные виды работы с учебником, научно-популярной статьей и т.д. Помимо плана, который в это время уже должен быть привычным и может составляться (в зависимости от желания детей и задания учителя) в форме перечня назывных предложений, в виде вопросов или опорных картинок, кратких записей, ребята должны учиться конспектировать текст.
Научиться конспектировать важно, но это в основном дополнительная работа с текстом, требующая особенно вдумчивого и подробного рассмотрения материала. В действительности конспектировать текст требуется нечасто, это не должно становиться самоцелью. Даже для обучения лучше выбрать такой текст, который действительно есть смысл конспектировать, иначе у школьников в сознании может произойти подмена понятий: им будет казаться, что конспектирование — это не форма работы с книгой, а форма контроля со стороны учителя.

Как сказал кто-то из древних…

Одной из распространенных форм работы с текстом является выписывание цитат. Оно может проводиться в виде составления цитатного плана.
Эта форма работы очень интересна и требует от школьников хорошего знания исходного текста. Но у нее есть и минус: не всегда возможно какую-то часть текста назвать с помощью цитаты. Тогда школьники вынуждены прибегать к не совсем точному наименованию, но поощрять это не стоит. Можно предложить детям использовать частичное цитирование. Если дети еще слишком маленькие, чтобы уметь оформлять такие цитаты, можно предложить воспользоваться ручками разных цветов: цитату, например, вписывать синим, а те слова, которые пришлось добавить самому, зеленым. Не стоит позволять ученикам приводить цитаты без кавычек или какого-либо другого выделения, показывающего, что это слова не самого школьника.

Помимо цитатного плана можно использовать цитатники — небольшие карточки или отдельные тетради, блокноты, в которые вносятся какие-либо цитаты из прочитанного материала, показавшиеся школьнику интересными и важными.
Можно предложить выписать цитаты в два столбика: в один те, которые кажутся школьнику бесспорными, а в другой те, которые вызывают у него недоумение, вопросы или несогласие. Такая форма работы помогает не только тщательно проработать текст, но и осмыслить его, соотнести собственное мнение с мнением автора

Составление словаря

Одной из распространенных и очень действенных методик работы с текстом является составление тематического тезауруса. Это список базовых понятий по какому-либо разделу, который имеет форму словаря.
В ходе работы над учебником школьник выписывает различные понятия, причем не только те, с которыми он познакомился впервые и которые представили для него какую-то сложность, но и вообще все необходимые для понимания темы. Затем эти понятием группируются в соответствии с каким-либо разумным принципом классификации (по алфавиту, по разделам, от более общих к более конкретным…), к каждому из них подбирается определение.


Тезаурус можно выполнить как в печатном или письменном, так и в электронном виде. Если это взрослый класс и школьник хорошо владеет компьютерными технологиями, он может оформить слова тезауруса как гиперссылки на определения или даже статьи электронной энциклопедии. В данном случае главное в том, чтобы школьник заметил все необходимые понятия, осознал связь между ними и нашел определение. Это задание повышенной сложности, его можно превратить в минипроект или хотя бы в соревнование между группами.

Оформление текста в видео оригинальных моделей
Сюда можно отнести создание самых разных необычных интерпретаций текста. Это может быть
опорный конспект в виде каких-либо значков;
пиктографический или символьный план;
план в виде иллюстраций;
составление синквейна;
составление кластера и тому подобные варианты оригинальной визуализации текста.
Такие задания вызывают у детей неподдельный интерес, поскольку являются нестандартными, но в то же время они требует четкого представления о содержании текста и смысловом соотношении его частей.
Спрашивайте!

Составление вопросов по тексту — один из распространенных методов работы с учебником. Это может быть задание прямо на уроке: за 1 – 2 – 5 минут придумать вопрос или вопросы (тогда все вопросы фиксируются на доске, а потом ребята на них отвечают по желанию или по жребию). Или можно предложить придумать вопросы группам или индивидуально на дом. Кроме того, время от времени рекомендуется конкретизировать задание, предложив придумать «толстые» и «тонкие» вопросы или исключительно открытые вопросы. В качестве проверки такого задания нередко проводят «Аукцион вопросов» и разыгрывают вопросы, обменивая их на оценки. Читайте также: Как научить детей не бояться задавать вопросы?

Дополнительная литература

Нередко учитель поручает детям самостоятельно познакомиться с какой-либо дополнительной литературой; это может быть хрестоматия, какой-либо сборник материалов (по истории, например) или научно-популярная работа, детская энциклопедия определенный материал из интернета. Особенно часто такие задания предлагаются при работе по технологии «перевернутый класс», когда школьник на дом получает задание ознакомиться с материалами по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.
Прежде чем предлагать задание по технологии «перевернутый класс», следует убедиться, что школьники умеют работать с дополнительной литературой. Чтение этих источников, как правило, носит ознакомительный характер. Школьникам может быть предложено или найти в предложенных материалах информацию, относящуюся к заданной теме, или сделать краткий реферат, то есть выжимку, изложение наиболее важной информации из каждой статьи; а еще можно предложить составить тезаурус или опорный конспект.

Важно с самого начала указывать ученикам на необходимость обращать внимание на автора предложенного материала. В сильном классе бывает интересно сравнить разные концепции или гипотезы, представленные у разных специалистов.
Если была предложена подобная работа, ни в коем случае нельзя оставлять ее «повисшей в воздухе». Прочитанное обязательно надо обсудить и предложить сделать какие-либо выводы. Можно провести научную конференцию или сыграть в «Ярмарку научных идей», когда каждая группа, получившая свои произведения для ознакомления, дает своеобразную рекламу этой литературы и предлагает «купить» гипотезы.

«Матрица идей»

«Матрица идей» создается в том случае, если по какому-либо вопросу существует несколько теорий, причем ни одна из них не является на настоящий момент основной и полностью доказанной. Учитель может предложить школьникам в качестве домашнего задания на достаточно длительный срок (например, на неделю) ознакомиться с предложенными материалами.
Затем ученик оформляет в произвольной графической форме свои наблюдения о том, в чем разница концепций и какие ученые их поддерживают. Это может быть таблица, схема, кластер и т.д.

Если есть возможность, хорошо бы свои заметки как-то интерпретировать и выразить собственное мнение о том, какие идеи более интересные или более аргументированные. Возможно, в классе даже возникнет дискуссия. Главное, чтобы она проходила в научном русле и показывала взаимное уважение оппонентов.

Приведем еще несколько примеров оригинальной интерпретации текста учебника:
составление схематического плана;
составление ассоциативного плана или системы ассоциаций;
составление буклета или памятки на основании параграфа или раздела;
сочинение сказки об изученных явлениях или понятиях;
написание рецензии или аннотации;
создание задачника;
создание викторины;
создание настольной или интерактивной компьютерной игры по теме;
игра «Детский вопрос» — создание понятного для младших детей объяснения по изученной теме;
интерпретация содержания в роли кого-либо (например, электрон рассказывает о себе на основании параграфа в учебнике или дает интервью).

Все эти формы работы направлены на повышение интереса школьников к учебной книге, которая как была, так и остается компасом в мире знаний.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.