Роль педагога в профилактике суицидального поведения подростка

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Что такое суицид, и кто на него способен?

Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращён и не выйдет в план внешнего поведения.  

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде

Это связано с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме.

Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Среди предлагаемых форм профилактики подростковой суицидности выделяют формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.

Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения. По некоторым данным, формирование мировоззрения завершается к 24- 30 годам, поэтому целенаправленная работа в форме занятий с элементами тренинга поможет в формировании возрастных психологических новообразований старшего подросткового возраста и юношеского возраста.

Образовательное учреждение  -  это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание врача, родителей, администрации на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

 Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Памятка педагогам по предупреждению суицидальных попыток  среди подростков

Сигналы суицидального риска

 Ситуационные сигналы:

 - Смерть любимого человека;
 - Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);
 - Сексуальное насилие;
 - Нежелательная беременность;
 - «Потеря лица» (позор, унижения).

 Поведенческие сигналы:

 - Наркотическая и алкогольная зависимость;
 - Уход из дома;
 - Самоизоляция от других людей и жизни;
 - Резкое снижение поведенческой активности;
 - Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
 - Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
 - Частное прослушивание траурной или печальной музыки;
 - «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).

 Эмоциональные сигналы:

 - Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;
 - Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
 - Переживание горя.

 Коммуникативные сигналы:

 - Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное).Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.

Помощь при потенциальном суициде

Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.

Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.

Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

Развеем мифы

 МИФ 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществляли его на деле.
 Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях.

 МИФ 2. Человек в суицидальном состоянии твердо решил покончить жизнь самоубийством.
 Это не так. Большинство самоубийц не пришли к однозначному решению жить или умереть. Они «играют со смертью», предоставляя окружающим спасать их.

 МИФ 3. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения.
 Это не так. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью.

 МИФ 4. Суициденты постоянно думают о смерти.
 Это не так. Позывы к смерти кратковременны. Если в такой момент помочь человеку преодолеть стресс, его намерения могут измениться.

 МИФ 5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла.
 Это не так. Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала  « улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств к жизни.

 МИФ 6. Суицид, чаще всего, совершают молодые люди.
 Это не так. Суицид примерно в равной мере проявляется среди всех возрастных категорий.

 МИФ 7. Самоубийства, происходят гораздо чаще в среде богатых или, наоборот, исключительно среди бедных.
 Это не так. Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества.

 МИФ 8. Суицид – это наследственная «болезнь».
 Это не так. Добровольная смерть одного из членов семьи может усилить суицидальный кризис у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мысли о смерти.

 МИФ 9. Все самоубийцы – душевнобольные или умственно неполноценные люди.
 Это не так. Уходят из жизни глубоко несчастные люди.

 МИФ 10. Женщины угрожают самоубийством, а мужчины осуществляют его.
Это не так. Мужчины в 3 раза больше женщин заканчивают жизнь самоубийством, а женщины в 3 раза чаще мужчин предпринимают попытки суицида. Женщины используют средства с большими шансами на спасение: таблетки, яды, газ и т.д. мужчины предпочитают огнестрельное оружие или веревку, где шансы на спасение минимальны.


                                                              
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию.

На что обратить внимание

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков

Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу    
Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

Для педагогов:

1. Педагогические советы с целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе.

2. Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.

Памятка. Рекомендации педагогу по предотвращению самоубийств

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не   игнорируйте предупреждающие знаки.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.

• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа " Все, что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

ПАМЯТКА. Уважаемые педагоги!

Проанализируйте свои планы учебных, воспитательных мероприятий.
Подумайте, какие из них служат целям профилактики суицидальных попыток, а какие, возможно, могут нанести вред психологическому, психическому благополучию учащихся (особенно группы риска). Ведь известно, что участие в физическом соревновании физически слабого ребенка может спровоцировать у него депрессивное расстройство.

Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся. При этом постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Соответствует ли данное воспитательное, учебное мероприятие возрастным, индивидуально-психологическим особенностям учащихся?

Своевременно ли оно проводится?

Каким образом можно продифференцировать составные части мероприятия относительно индивидуальных особенностей учащихся?

Оптимален ли уровень притязаний педагога по отношению прогнозируемым достижениям учащихся?
Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?

Как будет влиять выполнение мероприятия на успешность реализации дальнейшей программы воспитания?

Найдите ответ на вопрос: какие новые психологические качества появляются и наиболее благоприятны для развития определенных качеств к развитию в различные возрастные периоды?

Составьте картотеку педагогических, психологических игр, способствующих формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.

 

                                                         (с) nsportal.ru