Тест: Психологический портрет учителя

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Пройдите тест "Психологический портрет учителя"

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующее:

1.    принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2.    благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
3.    позитивное самовосприятие.
4.    личностно ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения.
5.    ответственность.

Методика «Психологический  портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может  стать началом работы учителя над собой.

Инструкция для педагога.

Из трех вариантов ответа выберите тот,  который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке крестиком или другим знаком.

Вопросы

1. В воспитании детей важнее всего
1)    окружить ребенка теплотой и заботой;
2)    заложить уважительное отношение к старшим;
3)    выработать у ребенка определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок.
1)    да;
2)    нет»
3)    в зависимости от ситуации или настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1)    интерес;
2)    смущение;
3)    раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,
1)    моя реакция зависит от ситуации;
2)    я не обращаю на это внимание;
3)    я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1)    часто;
2)    в зависимости от ситуации;
3)    редко.

6. Для меня важнее
1)    отношения с учениками;
2)    отношения с коллегами;
3)    затрудняюсь ответить.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть
1)    часто;
2)    иногда;
3)    никогда не вызывает.

8. Присутствие на уроке посторонних
1)    воодушевляет меня;
2)    никак не отражается на моей работе;
3)    выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте.
1)    в зависимости от ситуации;
2)    нет;
3)    да.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1)    да;
2)    не всегда;
3)    нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться
1)    с учениками;
2)    с коллегами;
3)    лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1)    нет;
2)    не всегда;
3)    да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1)    да;
2)    нет;
3)    не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1)    предлагает простор для творчества;
2)    не вмешивается в мою работу;
3)    дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1)    чаще всего;
2)    иногда;
3)    я почти всегда сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
1)    доставляют мне удовольствие;
2)    вызывают у меня чувство неловкости;
3)    не вызывает у меня особых значений.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или несчастным(ой)
1)    часто;
2)    редко;
3)    никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации
1)     меня мало волнуют;
2)     иногда задевают меня;
3)     часто задевают меня.

19. Во время я придерживаюсь намеченного плана
1)     в зависимости от ситуации;
2)     предпочитаю импровизацию;
3)     всегда

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми
1)     да;
2)     не всегда;
3)     редко.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1)     я согласен;
2)     не согласен;
3)     что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1)     да;
2)     иногда;
3)     нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
1)     доставляет мне удовольствие;
2)     особых эмоций не вызывает;
3)     мне в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне,
1)     предпочитаю выяснить отношения;
2)     игнорирую это факт;
3)     я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1)     почти все;
2)     кое-что;
3)     ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего
1)     привязанность учеников;
2)     признание коллег;
3)     чувство собственной необходимости.

27.  Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1)     часто;
2)     иногда;
3)     не зависит.

28.  В дружелюбном отношении со стороны коллег
1)     я не сомневаюсь;
2)     уверенности нет;
3)     затрудняюсь ответить.

29.  Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять ,
1)      я пытаюсь понять его точку зрения;
2)      я перевожу разговор на другую тему;
3)      я стараюсь поправить его, объяснив ему его ошибку.

30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека
1)     да;
2)     в зависимости  от ситуации;
3)     вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика,
1)     я тут же заступлюсь за него;
2)     один на один сделаю замечание коллеге;
3)     сочту некорректным вмешиваться.

32.  Работа дается мне ценой большого напряжения
1)     обычно;
2)     иногда;
3)     редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1)     безусловно;
2)     есть сомнения;
3)     не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
1)     возможность работать творчески;
2)     отсутствие конфликтов;
3)     трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»
1)     нет;
2)     не всегда;
3)     да.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
1)     согласен полностью;
2)     не согласен;
3)     что- то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть
1)     часто;
2)     редко;
3)     никогда не мешаю.

38.  На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1)     часто;
2)     иногда
3)     предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1)     нет, это недопустимо;
2)     затрудняюсь ответить;
3)     если ученик этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
1)      да;
2)      в некоторых случаях;
3)      нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с ученикам
1)     да;
2)     нет;
3)     иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1)     редко;
2)     когда как получится;
3)     всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1)      да;
2)      иногда;
3)      нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках
1)      можно эффектно использовать;
2)      лучше игнорировать;
3)      только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходит по моей собственной вине
1)      да;
2)      не всегда;
3)      нет.

46. В конфликте между коллегой- учителем и учеником я в «душе» встаю на сторону
1)      ученика;
2)      учителя;
3)      сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем
1)      как правило;
2)      иногда;
3)      проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1)      да;
2)      не все;
3)      не знаю.

49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными
1)     нет;
2)     когда как;
3)     да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
1)     чаще всего;
2)      когда как;
3)      не согласен.

Преобладание одного из трех вариантов ответа (более 5 выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии» Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), то это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина- разнообразие поведенческих стереотипов.

 

=====ОТВЕТЫ=====

 

Интерпретации и комментарии

1. Приоритетные ценности

Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.

1.1. преобладание 1-го варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

1.2. преобладание 2-го варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

1.3. преобладание 3-го варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.

2. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

2.1. преобладание 1-го варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.

2.2. преобладание 2-го варианта или присутствие примерно в равной мере всех 3-х вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.

2.3. преобладание 3-го варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные  решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием  и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким- то причинам скрывает свое истинное состояние.

3. Самооценка.

Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется  его самооценкой.

3.1. предпочтение 1-го варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.

3.2. преобладание 2-го варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответ говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полове неудач»негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. преобладание 3-го варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.

4. Стиль преподавания

На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.

4.1. преобладание 1-го варианта в ответах говорит о  демократичном стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. преобладание 2-го варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

4.3. преобладание 3-го варианта говорит об    авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

5. Уровень субъектного контроля.

Уровень субъектного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.

5.1. преобладание 1-го варианта ответов говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъектного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2. наличие в примерно равной степени всех трех вариантов или преобладание 2-го варианта говорит о средней степени сформированности субъектного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.

5.3. преобладание 3-го варианта в ответах говорит о низком уровне субъектного контроля. Люди с таким уровнем субъектного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.

Существует прямая зависимость между уровнем субъектного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъектного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».