Как помочь ребёнку с СДВГ адаптироваться в детском саду и подготовить его к школе

Опубликовано в БИБЛИОТЕКА

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обычно непросто дается обучение в школе: проблемы с концентрацией, сложные отношения со сверстниками. Часто проблемы начинаются уже в детском саду. О том, как помочь ребенку с СДВГ адаптироваться в социуме и семье, рассказала детский нейропсихолог Маргарита Кравченко.


Вопрос. Сыну почти 8 лет, диагноз — СДВГ в ремиссии. В саду — маленький агрессор: дерется, кусается (говорит, что защищается от насмешек других детей). Воспитатели регулярно жалуются, но дома он идеальный ребёнок: добрый, заботливый, послушный. Психолог говорит, что ребенок привлекает к себе внимание, потому что ему не хватает внимания дома. Я не представляю, сколько должно быть этого внимания, чтобы ему хватало. Провожу с ним очень много времени, но невозможно 24/7 быть только в его мире. Сын прекрасно осознаёт, что он поступает плохо, ввязываясь в драки. Знает, что я расстроюсь, расстраивается сам, но ничего не меняется.
Впереди школа. Там точно не будут терпеть такое поведение, быстро найдётся ребёнок, который поколотит моего забияку. Или учителя сразу повесят на него ярлык «дурачка-драчуна». Как помочь сыну?

Ответ. Родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности всегда обеспокоены поведением ребенка как в семье, так и в обществе. Важно понимать, что такому ребенку самому очень сложно справляться с тем, что с ним происходит. Поэтому здесь необходим комплексный подход и работа с командой специалистов.

План помощи ребенку

Первый уровень — метаболический. Он предполагает медикаментозную помощь. Выбор делает врач, невролог или психиатр исходя из симптомов поведения.

Второй уровень — нейропсихологический. Здесь мы проводим диагностику и комплексную психомоторную нейрокоррекцию. В программу включаются специальные упражнения, которые помогают ребенку себя контролировать и улучшить психологическое состояние. Нейропсихолог составляет план работы с ребенком, способствующий развитию умственных способностей, исходя из индивидуальных особенностей, выявленных после диагностики.

Третий уровень — комплекс развивающих игр, которые позволяют тренировать определенные навыки.

Четвертый уровень — поведенческий. Тут мы работаем с психологом и обращаемся к когнитивно-поведенческой терапии.

Пятый уровень — личностный. Здесь возможна и индивидуальная, и групповая терапия. Работа ведется над решением внутренних и внешних конфликтов ребенка, его обучают взаимодействию со взрослыми и ровесниками, происходит личностный рост.

Как выглядит ремиссия

СДВГ считается вариантом нарушенного нейроразвития. С возрастом и при комплексном подходе проявления могут уменьшиться. Родители и ребенок адаптируются к синдрому, и симптомы не вызывают сильного перенапряжения. Тогда мы понимаем, что ребенок скомпенсирован. Но, как правило, он все же продолжает испытывать определенные сложности. Ему может требоваться больше сил на решение определенных задач в повседневной жизни: в учебе, самоорганизации дома или в общении в коллективах.

Что делать с поведением

Необходимо помнить, что дети с СДВГ могут демонстрировать социально неодобряемое поведение, но так происходит не из-за того, что они хотят себя так вести.

Если человек хромает, мы не будем на него злиться и требовать ходить нормально, как все. Мы понимаем, что человеку нужна помощь. Мы отправляем его к врачу, подаем костыль и так далее. Но когда вопрос касается поведения, все происходит наоборот, к сожалению. Хромому мы не скажем: «Не хромай!» — но почему-то думаем, что ребенку с СДВГ должно помочь «Веди себя нормально!».

Таким детям показана нейропсихологическая коррекция. На занятиях со специалистом активизируется формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, самоконтроля.

Как бороться с агрессией при СДВГ

Если у ребенка сильные проявления агрессии, необходимо научить его выражать агрессию приемлемыми способами, не нарушая правил общества и личных границ других людей.

Можно подключить игровую терапию и арт-терапию. Это один из эффективных вариантов работы с гиперактивными детьми. В частности, арт-терапия улучшает адаптацию в повседневной жизни в школе и развивает способности. Работа в этом подходе снижает утомление, нивелирует негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Для обучения навыкам общения и взаимодействия с окружающими людьми в коллективах хорошо подходят коммуникативные группы. Эти занятия направлены на коррекцию гиперактивности и социальную адаптацию ребёнка, профилактику и преодоление социальной дезадаптации.

Как могут помочь родители

У таких детей есть недостаток внимания, но не со стороны родителей. Это недостаточность своего внимания как психической функции самого ребенка. И когда мы говорим, что ребенку с СДВГ «не хватает внимания», мы имеем в виду его внутренние процессы.

Да, действительно, родителям потребуется больше сил, энергии и уже своего внимания для поддержки и контроля ребенка. Это и будет большой помощью.

Быт семей с детьми с СДВГ немного отличается от других

Важно понимать, что здесь необходима структура и последовательность. Нужно вводить тайм-менеджмент: всевозможные планеры, расписания, песочные часы для отслеживания периодов (на день, неделю, месяц и даже год).
Ребенок должен понимать, что за чем идет, что его ждет дальше. Неорганизованность, неожиданные походы куда-либо, отсутствие плана и режима могут приводить к сложностям в самоорганизации ребенка с СДВГ.
Помочь в такой организации семейного быта опять же могут психологи и нейропсихологи, работающие с этим синдромом.

 

© mel.fm