Вестник «Новое в законодательстве об Охране Труда» 2022

Опубликовано в ОХРАНА ТРУДА

Обеспечение работников безопасными условиями труда, наряду со своевременной выплатой заработной платы, является одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно дополняется.
В частности, Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ в раздел Х «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) внесен существенный объем изменений, затрагивающий права и обязанности работодателя и работника в обеспечении и соблюдении безопасных условий на рабочих местах.

1. ПРОФИЛАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1.1. Порядок учета и расследования микротравм, полученных работником при исполнении трудовых обязанностей

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, введено понятие микротравма (микроповреждение). Под микротравмами понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ).

Нововведение касается лиц, участвующих в производственной деятельности (работников), получающих образование в соответствии с ученическим договором, обучающихся, проходящих производственную практику и др. (ст. 227 ТК РФ).
Кроме того, с 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников (далее – Рекомендации), которые утверждены приказом Минтруда России от 15.09.2021 г. № 632н. Начиная с указанной даты работодатели будут осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному руководителю или к работодателю.

Согласно указанных Рекомендаций работодателю рекомендуется:
- утвердить локальным нормативным актом Порядок учета микроповреждений (микротравм) работников, включая форму Справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника (далее – Справка), а также форму Журнала учета микроповреждений (микротравм) работников (далее – Журнал);
- организовать ознакомление должностных лиц с порядком учета микроповреждений (микротравм) работников;
- организовать информирование работников о действиях при получении микроповреждения (микротравмы);
- организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников, и фиксацию результатов рассмотрения в Справке;
- обеспечить доступность в организации (структурных подразделениях) бланка Справки в электронном виде или на бумажном носителе;
- организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в Журнале;
- установить место и сроки хранения Справки и Журнала.

Рекомендованный срок хранения Справки и Журнала составляет не менее 1 года.

Также Рекомендации содержат приложения № 1 и № 2 - примерные формы Справки и Журнала.
Схема учета микротравм следующая: «работнику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы тот зарегистрировал случившееся и рассмотрел по каким причинам работник пострадал.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микротравме оповещаемому лицу - представителю работодателя или работодателю, который должен убедиться, что работнику оказана необходимая первая или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микротравме работника.

Специалист или ответственное лицо по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У работника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравмы. После составляется Справка и вносится запись в соответствующий Журнал. Далее утверждаются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микротравмы.

1.2. Профессиональные риски

С 1 марта 2022 года статья 214 ТК РФ изложена в новой редакции, содержащей обязанности работодателя в области охраны труда.
Согласно указанной статье, начиная с указанной даты работодатели обязаны осуществлять систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку, также оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест.

Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (ст. 209 ТК РФ).

1.3. Система управления охраной труда

В целях выявления профессиональных рисков работодатель в соответствии с Типовым положением о системе управления охраной труда (СОУТ), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Приказ Минтруда № 438), с учетом мнения представительного органа должен самостоятельно разработать и утвердить в организации положение о системе управления охраной труда, сформировать комиссию по оценке системы управления охраной труда и оценить профессиональные риски на рабочих местах.
Членов комиссии рекомендуется формировать из числа работников, которые в той или иной степени задействованы в охране труда.
Например, в образовательном учреждении в такую комиссию могут быть привлечены: специалисты по кадрам, ответственные за охрану труда, уполномоченный по охране труда, председатель первичной профсоюзной организации и т.д.

Перечень профессиональных рисков определяется от вида деятельности организации. Приказом Минтруда № 438 установлен исчерпывающий перечень 32-х видов опасностей.

В ходе оценки управления охраной труда следует проверить:
1) Соответствие локальных документов по охране труда и безопасности работ актуальным нормативным правовым актам трудового законодательства;
2) Результаты специальной оценки условий труда;
3) Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы;
4) Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе;
5) Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования;
6) Жалобы работников о ненадлежащих условиях труда и предложения по их улучшению;
7) Предписания надзорных органов в области охраны труда.

Работодателям необходимо разработать и утвердить локальные акты для проведения оценки управления охраной труда в образовательной организации и оценки профессиональных рисков:
1) Приказ о проведении оценки системы управления охраной труда;
2) Руководство по оценке системы управления охраной труда;
3) План мероприятий по улучшению условии охраны труда и снижению профессиональных рисков;
4) Сводная таблица (реестр) оценки профессиональных рисков (идентификации опасностей) на рабочих местах (перечень рисков устанавливается работодателем в зависимости от типа и профиля организации).

Перечисленные образцы помогут снизить вероятность причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 г. № 1230 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля в целях определения того или иного уровня риска.

Согласно данному Положению, а также Федеральному закону от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при осуществлении государственного контроля объекты контроля относят к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.

Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю нужно регулярно:
1) определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов);
2) обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на их;
3) обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
4) документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда;
5) информировать работников:
- о политике и целях в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.

Выявление опасностей происходит через их обнаружение, распознавание и описание. Это относится и к их источникам, условиям возникновения и потенциальным последствиям при управлении профессиональными рисками. Опасности выявляются в ходе проведения работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Они также выявляются при рассмотрении причин и обстоятельств событий, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) у работников (ч. 4, 5 ст. 218 ТК РФ).

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 марта 2022 года введены новые права, обязанности и запреты как для работников, так и для работодателей. Одна из целей нововведений – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатель теперь имеет право вести документооборот по охране труда в электронном виде, видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать работников (ст. 214.2 ТК РФ).

Работник имеет право знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля (ст. 216.2 ТК РФ).

Согласно статье 214 ТК РФ с 1 марта 2022 года работодатель обязан также обеспечить:
- регулярное улучшение условий труда, постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом - создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
Кроме того, работодатель обязан организовывать инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировку на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ).

Для работников с 1 марта 2022 года также установлены обязанности в области охраны труда:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно использовать СИЗ;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами;
- лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;
- следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 215 ТК РФ).

3. НОВЫЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

С 1 марта 2022 года работодателям необходимо было пересмотреть инструкции работников по охране труда в связи с вступлением в силу с указанной даты Приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (далее - Приказ Минтруда № 772н), действие которого в последующем приостановлено до 1 января 2023 года в соответствии с приказом Приказа Минтруда от 17.03.2022 № 140н.

В частности, Приказ Минтруда № 772н закрепил, что в правилах нужно отражать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ. Инструкции должны содержать предписания по их безопасному выполнению.

Правила и инструкции должны содержать конкретные разделы:
а) общие требования;
б) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
в) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;
г) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;
д) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.

Инструкции также должны содержать конкретные разделы:
а) общие требования охраны труда;
б) требования охраны труда перед началом работы;
в) требования охраны труда во время работы;
г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;
д) требования охраны труда по окончании работы.
В зависимости от специфики своей деятельности, исходя из оценки уровней профессиональных рисков, работодатель вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда. Такие правила и инструкции должны утверждаться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) в порядке, предусмотренном статьей 372 ТК РФ.

Структура и содержание правил по охране труда

Номер главы  Наименование главы  Содержание главы 
 1. Общие требования 1. Определение сферы действия Правил.
2. Описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил
 2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ 1. Требования охраны труда, предъявляемые к работникам.
2. Требования к проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий.
3. Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии).
4. Меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей.
5. Способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования.
6. Способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ.
7. Меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций
 3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) в целях обеспечения охраны труда работников 1. Запрет на загромождение проходов и проездов внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств.
2. Содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе - очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами.
3. Наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах - местной вентиляции.
4. Наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время.
5. Иные требования по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда
 4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников 1. Требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению.
2. Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств, предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
3. Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников.
4. Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании
 5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников

1. Особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения.
2. Требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников.
3. Меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны.
4. Меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов

 

 Структура и содержание инструкций по охране труда

 

Номер главы Наименование главы  Содержание главы 
 1. Общие требования охраны труда 1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
2. Требования о выполнении режима рабочего времени и времени отдыха при осуществлении соответствующих работ.
3. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
4. Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылка на локальный нормативный акт.
5. Порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылка на локальный нормативный акт).
6. Правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы
 2. Требования охраны труда перед началом работы 1. Порядок подготовки рабочего места.
2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии).
3. Порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования.
4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков)
 3. Требования охраны труда во время работы 1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).
3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников
 4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях 1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
2. Процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае.
3. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
4. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков)
5. Требования охраны труда по окончании работы 1. Действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
2. Последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.
3. Действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности.
4. Требования соблюдения личной гигиены.
5. Процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы

 

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РАБОЧЕГО МЕСТА

Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 774н (далее - Приказ № 774н) утверждены Общие требования к организации безопасного рабочего места, которые действуют с 1 марта 2022 года по 1 марта 2028 года. Эти Требования разработаны в целях обеспечения выполнения требований охраны труда и работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями при организации рабочих мест.

При организации и безопасности рабочего места работодатели в первую очередь должны соблюдать следующие общие требования:
- на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы либо технологические операции, положения Приказа № 774н следует учитывать на каждой рабочей зоне;
- рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
- на рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты;
- рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.

5. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 1 МАРТА 2022 ГОДА

5.1. В соответствии с частью первой и второй статьи 223 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
На основании указанной статьи ТК РФ приказом Минтруда России от 31.01.2022 г. № 37 утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (далее – Рекомендации).

Новые Рекомендации разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом, Рекомендациями установлено, что они не распространяются на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам, с численностью работников не более 50 человек;

Работодатели принимают решение о введении должности специалиста по охране труда самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

5.2. В соответствии ос статье 224 ТК РФ приказом Минтруда России от 22.09.2021 г. № 650н, утверждено Примерное Положение о создание и регулирование деятельности комитета (комиссии) по охране труда. Данный приказ Минтруда России вступил в действие с 1 марта 2022 года.

Согласно указанному нормативному правовому акту работодатели на его основе разрабатывают положения о комитете (комиссии) по охране труда, которые предусматривают следующие задачи:
- запрашивать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя, руководителей структурных подразделений и других работников по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу колдоговора (соглашения) по охране труда;
- вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
- содействовать разрешению трудовых споров.

5.3. Приказом Минтруда России от 17.06.2021 г. № 406н утверждены новые форма и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (СОУТ). Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 1 марта 2022 года.
Теперь декларацию нужно подавать не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах СОУТ в информационную систему, а не со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Декларация соответствия стала бессрочной и должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью.

5.4. Приказом Минтруда России от 22.09.2021 г. № 656н утвержден примерный перечь мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).
Примерный перечень состоит из четырех разделов:
- организационные мероприятия;
- технические мероприятия;
- мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.

Всего предусмотрено 32 вида мероприятий.

Вводятся понятия «контролирующий» и «зависимый» работодатели, которые:
- назначают лиц, ответственных за безопасность работ;
- составляют единый перечень вредных и опасных производственных факторов;
- подготавливают план мероприятий по эвакуации и спасению работников;
- отражают согласованные мероприятия по предотвращению повреждения здоровья работников и условия труда в договорах между собой.

5.5. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н (вступил в силу с 01.03.2022г.) утверждены новый Порядок проведения медосмотров работников и новый Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению определенных видов работ.

Порядком проведения медосмотров предусмотрено, в частности, следующее:
- периодичность и объем медосмотров устанавливаются в соответствии с Приложением к Порядку (п. 4 Порядка);
- в направлении на медосмотр дополнительно указывают адреса электронной почты и контактные телефоны работодателя и медорганизации, пол работника, номер его полиса ОМС или ДМС. Оно может быть сформировано в электронном виде с использованием ЭЦП работодателя и лица, поступающего на работу (п. п. 9, 25 Порядка);
- в списке лиц, на основании которого работодатель выдает направление на предварительный медосмотр, указывают наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ (п. 10 Порядка);

Заключение по результатам медосмотра может быть выдано в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью.

Работодатели могут выдавать направления на внеочередной медицинский осмотр, если есть медицинские рекомендации по итогам медосмотров и (или) после окончания нетрудоспособности работника. Также работодатели вместо списка контингента составляют список работников, подлежащих периодическим осмотрам. Разработанный и утвержденный работодателем список работников направляют в территориальный орган Роспотребнадзора в отношении работников, в том числе детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (п. 22 Порядка);

В поименных списках работников теперь помимо профессии (должности) работника нужно указывать его стаж работы в должности (п. 23 Порядка). Указанные Порядок и Перечень будут действовать до 1 апреля 2027 г.

5.6. С 1 марта 2022 года применяются также следующие рекомендации по охране труда:
- Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36. Указанные Рекомендации применяются работодателем по контролю за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований охраны труда (ч. 5 ст. 218 ТК РФ);
- Рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные приказом Минтруда России от 17.12.2021 г. № 894 (ч. 4 ст. 216.2 ТК РФ). В указанных Рекомендациях приведен примерный порядок размещения работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, в зависимости от структуры и организации работы у конкретного работодателя, а также его финансовых возможностей.

6. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ ПОСЛЕ 1 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА

6.1. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее – Правила № 766н).

6.2. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 г. № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».

Перечисленные приказы Минтруда России вступают в силу с
01.09.2023 года и обязывают всех работодателей обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами (СС) необходимыми в соответствии с указанными Правилами и Едиными типовыми нормами выдачи СИЗ и СС с учетом:
- результатов СОУТ;
- результатов оценки профессиональных рисков;
- мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).

6.3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»).

Данный Порядок вступает в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением пунктов 3 и 4, вступивших в силу с 1 марта 2022 года.
В указанных Правилах отражены, в частности, вопросы, касающиеся:
- организации и проведения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ, обучения требованиям охраны труда и др.;
- проверки знания этих требований;
- особенностей организации обучения по охране труда на микропредприятиях.
Кроме того, приведены примерные перечни тем для программы вводного инструктажа по охране труда.

6.4. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 г. № 769н.

Данный документ отменяет с 1 сентября 2023 года действие следующих нормативных правовых актов:
- постановления Минтруда России, Минобрнауки России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок обучения № 1/29);
- приказ Минтруда России, Минобрнауки России от 30.11.2016 г.
№ 697н/1490 «О внесении изменения в Порядок обучения № 1/29».

 

Вестник подготовили: заместитель председателя краевой организации Профсоюза, заведующий правовым отделом, главный правовой инспектор труда А.Ю. Едигаров; и.о. главного технического инспектора труда А.А. Погуляйко. Вестник подготовлен с использованием материалов «Консультант плюс».